Параметры движений глаз у младших школьников при оценке когнитивного компонента чтения
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/137527Автор:
Буденкова, Е.А.
Ваколюк, И.А.
Budenkova, Ekaterina А.
Vakoliuk, Irina А.
Дата:
2020-09Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Биология, 2020. Journal of Siberian Federal University. Biology, 2020 13 (3)Аннотация:
Движения глаз могут отражать релевантную информацию о функциональном
состоянии некоторых когнитивных функций. Взаимосвязь движений глаз и когнитивных
процессов основана на анатомо-функциональном перекрытии контролирующих их структур
в различных отделах головного мозга. С движениями глаз связаны многие формы активности
человека, в том числе и чтение. Навык чтения складывается из двух компонентов: техника чтения
(моторный компонент) и понимание читаемого текста (когнитивный компонент). Регистрация
и интерпретация глазодвигательных реакций представляют собой полезный инструмент для
изучения процессов чтения. В нашем исследовании получена характеристика саккадического
и фиксационного компонентов движений глаз у школьников 7-8 лет с неудовлетворительным
уровнем понимания читаемого текста, с выделением трех групп на основе качества ответа на
вопрос (не давшие ответ, давшие неправильный ответ или справившиеся с задачей только после
подсказки). Установлены особенности этих групп по амплитуде и скорости про- и регрессивных
саккад, а также средней продолжительности фиксаций на слово. Исходя из полученных
результатов, можно охарактеризовать группы учеников, испытавших сложность с пониманием
смысла читаемого текста или формулировкой ответа на смысловой вопрос, через параметры
движений глаз. Полученные результаты вносят вклад в понимание разных типов когнитивных
стратегий чтения, что представляется полезным для построения индивидуальных траекторий
обучения школьников начальных классов такому важному навыку, как чтение, необходимому
для успешного социального функционирования Eye movements provide relevant information about the functional state of some cognitive functions. The connection between eye movements and cognitive processes is based on the anatomical and functional overlap of structures controlling them in different parts of the brain. Various human activities, including reading, are associated with eye movements. Reading skills include two components: reading technique (a motor component) and reading comprehension (a cognitive component). Monitoring and interpretation of oculomotor response is a useful tool for studying the reading process. The present study characterizes saccadic and fixation eye-movement components in 7-8 year-old elementary school students that showed poor reading comprehension. The students were divided into three groups based on answer quality: giving no answer, giving a wrong answer, and coping with the task only with a prompt. The groups were found to differ in the amplitude, velocity, and deceleration of pro- and regressive saccades and the average duration of fixations per word. Thus, eye-movement parameters can be used to characterize the groups of schoolchildren that experience difficulty in reading comprehension or in formulating an answer to a semantic question. The present study contributes insight into various cognitive reading strategies and can be useful for creating personal learning paths for elementary school students to master reading skills, which are important for social success