Показать сокращенную информацию

Башкова, Ирина Венадьевна
Ди, Бинь
2020-08-17T04:32:00Z
2020-08-17T04:32:00Z
2020
Ди, Бинь. Семантика восприятия в повести В.П. Астафьева “Последний поклон” [Электронный ресурс] : магистерская диссертация : 45.04.01 / Бинь Ди. — Красноярск : СФУ, 2020.
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135682
Цель: комплексный анализ семантики всех типов чувственного восприятия: зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового – в повести В.П. Астафьева «Последний поклон». Задачи: 1. Описать особенности литературного творчества В.П. Астафьева и определить художественную и жанровую специфику повести «Последний поклон». 2. Описать подходы к изучению феномена восприятия в современном языкознании. 3. На материале повести «Последний поклон» составить подкорпус контекстов с перцептивной семантикой, используя инструменты Национального корпуса русского языка; систематизировать и классифицировать полученные примеры в соответствии с целью исследования. 4. Проанализировать выделенные языковые единицы с семантикой чувственного восприятия в семантико-синтаксическом аспекте. Актуальность исследования обусловлена необходимостью многоаспектного описания ситуации восприятия в художественном тексте, в особенности недостаточно исследованных и дифференцированных лексико-семантических полей «Запах» и «Вкус». Практическая ценность диссертации связана с возможностью применения материалов и результатов исследования при разработке теоретических и практических курсов по лингвистической семантике и лингвосенсорике. Основные выводы и результаты исследования: 1. Лексика зрительного восприятия является самой частотной в повести. Предикаты распространения света, с одной стороны, относятся к физическим объектам, излучающим свет, а с другой стороны, метафорически описывают психическое состояние и чувства героев. 2. Лексику с презумпцией слухового восприятия в повести можно разделить на 4 категории по принципу источника звука: 1) люди; 2) предметы; 3) неживая природа; 4) животные. Для каждой категории характерны собственные группы глаголов. 3. В «Последнем поклоне» преобладают «искусственные» запахи, связанные с бытом и деятельностью человека – запахи жилища, предметов, еды. Эти запахи вызывают у повествователя приятные эмоции и воспоминания, ассоциирующиеся с теплом и безопасностью дома. 4. Прилагательное холодный часто используется при описании реки и речной воды. В повести «Последний поклон» холод означает как манящую прохладу, так и смертельную опасность. 5. Прилагательные лексико-семантического поля «Вкус» используются в прямом и переносном значениях. В тексте описаны типичные русские, важнейшие для повествователя продукты, характерные для деревенской жизни. 6. Репрезентируя чувственное восприятие в тексте, автор использует принцип акцентирования: избирает определенный тип восприятия для фокуса читательского внимания на отдельных объектах окружающей действительности: музыке, запахе сена, деревенских окнах и др.
ru_RU
Сибирский федеральный университет
ЛИНГВОСЕНСОРИКА
ПЕРЦЕПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
СИТУАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ
ПРОПОЗИТИВНЫЕ ПЛАНЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СИТУАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
В.П. АСТАФЬЕВ
«ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН»
Семантика восприятия в повести В.П. Астафьева “Последний поклон”
Thesis
Master Thesis
45.04.01
Магистр
Красноярск
16.21
2020-08-17T04:32:00Z
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации
45.04.01 Филология
45.04.01.01
45.04.01.01 Русский язык
доктор филологических наук, доцент


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию