Приемы популяризации научного текста в аспекте лингвостилистического анализа (на материале произведения С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с город»
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135617Автор:
Байкалова, Мария Алексеевна
Научный руководитель:
Подберёзкина, Лилия Зуфаровна
Коллективный автор:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации
Дата:
2020Библиографическое описание:
Байкалова, Мария Алексеевна. Приемы популяризации научного текста в аспекте лингвостилистического анализа (на материале произведения С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с город» [Электронный ресурс] : магистерская диссертация : 45.04.01 / М. А. Байкалова. — Красноярск : СФУ, 2020.Специальность выпускной работы:
45.04.01 ФилологияОбразовательная программа выпускной работы:
45.04.01.01 Русский языкУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
МагистрАннотация:
Цель: выявление лингвостилистических особенностей и приемов популяризации в научно-популярном тексте по астрофизике С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с город».
Задачи: 1) выявить стилистические особенности научно-популярных текстов и описать положение научно-популярной литературы в системе функциональных стилей; 2) определить принципы популяризации и особенности представления информации в научно- популярных текстах; 3) выявить и описать лингвостилистические приемы популяризации в научно-популярном тексте С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с город».
Практическая значимость заключается в возможности применения результатов исследуемой проблемы в практике преподавания научных дисциплин; в создании ресурсов научно-популярного характера; в обобщающих трудах по проблемам популяризации научных знаний и лингвостилистики текста; для составления словаря приемов популяризации и последующей медиализации научно-популярных знаний.
Основные выводы и результаты исследования:
1. В научно-популярном произведении С.Б. Попова «Суперобъекты: Звезды размером с город» было выявлено свыше 543 примеров стилистических средств, которые используются в качестве приемов популяризации научной информации и обнаруживаются на всех структурных уровнях текста (от заголовка и оглавления до заключения). В тексте С.Б. Попова стилистические приемы используются с целью создания доступности, диалогичности, иллюстративности изложения, а также пояснения сложной научной информации.
2. Стилистические средства проявляются уже в заголовках и оглавлении книги, где они выполняют рекламную функцию и используются с целью заинтересовать адресата в прочтении текста (метафора, эпитет, сравнение; элипсис, оксюморон; языковая игра), приблизить текст к дискурсу читателя (олицетворение; вопросительные конструкции; разговорные выражения).
3. В самом тексте автор обращается к тропам для раскрытия и пояснения неизвестного для читателя материала: развернутые и одиночные метафоры (146), олицетворения (111), эпитеты (33), сравнения (26), метонимия (4); гипербола (2). Многообразие тропов дифференцировано по типам понятий, заложенных в их образное ядро.
4. Стилистические фигуры как средство популяризации активно используются с целью диалогизации монологического повествования (вопросно-ответный ход, эпифонемы); акцентирования внимания на наиболее важных частях повествования (парцелляция, лексические повторы, градация, антитеза) или для эстетизации текста (оксюморон, реминисценция, импоссибилия). Выявлены иные неожиданные для данного текста стилистические приемы: различные типы реминисценций, аналогий, наибольшее количество которых относится к ситуативным, а также прием остранения. Отдельно проанализировано обращение автора к приему комического (41) и его элементу – языковой игре, задача которых заключается в развлечении читателя и акцентировании его внимания на интересных моментах.
5. Обнаружено значительное количество лексем, не характерных для собственно научных текстов: бытовая лексика, различные элементы разговорной речи, употребление неологизмов, деминутивов и междометий, которые направлены на создание единого языкового поля и неформальной обстановки общения между читателем и автором.
Коллекции:
- Магистерские диссертации [4085]