Устные рассказы о близких родственниках в лингвокультуре Северного Приангарья
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135616Автор:
Максимова, Полина Викторовна
Научный руководитель:
Фельде, Ольга Викторовна
Коллективный автор:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации
Дата:
2020Библиографическое описание:
Максимова, Полина Викторовна. Устные рассказы о близких родственниках в лингвокультуре Северного Приангарья [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 45.03.01 / П. В. Максимова. — Красноярск : СФУ, 2020.Специальность выпускной работы:
45.03.01 ФилологияУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
БакалаврАннотация:
Выпускная квалификационная работа представлена в объеме 91 страниц, включает в себя 29 иллюстративных текстов, а также список использованной литературы, состоящий из 70 источников.
Цель: выявление особенностей оценочного слоя концептов, именами которых служат близкие родственники ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супруги ("жена" и "муж") в ангарской лингвокультуре, отраженных в устных рассказах о близких родственниках.
Задачи: 1) сформировать корпус региональных текстов, содержащих оценочные высказывания о близких родственниках; 2) раскрыть понятия лингвокультуры и ценностной картины мира; 3) охарактеризовать аксиологические средства языка и текста; 4) проанализировать оценочные средства языка в высказываниях ангарцев о близких родственниках ("мать", "бабушка", "отец", "дедушка", "дети") и супругах ("жена" и "муж"), 5) выявить типы оценок в высказываниях ангарцев о близких
родственниках.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современной лингвистической науке четко обозначилась тенденция исследования языка и текста, языка и оценки. В связи с этим необходимо изучать аксиологические слои лингвокультурных концептов, поскольку это дает полное представление не только о ценностных доминантах лингвокультуры, но и об арсенале оценочных средств языка. При этом важно расширять круг лингвистических источников за счет привлечения устных высказываний, записанных в условиях экспедиций от носителей народных говоров и региолектов. Актуальность темы обусловлена также необходимостью изучать лингвокультурную специфики особенностей региональной сибирской лингвокультуры.
Основные выводы и результаты исследования:
1. Рассматриваемые тексты отражают оценочные слои рассматриваемых концептов. Оценка в исследуемых текстах выражается на различных языковых уровнях.
2. Морфологические средства представляют собой значительный по составу набор языковых единиц, выражающих оценочные слои рассмотренных концептов. При этом оценка эксплицируется оценочными прилагательными в сравнительной и превосходной степени, междометиями.
3. Оценка в рассказах о детях выражается на всех языковых уровнях: лексическом, словообразовательном и синтаксическом, при этом средства оценки в текстах встречаются чаще, чем в рассказах о других кровных родственниках.
4. К типичным лексическим средствам выражения оценки относятся коннотативы (труженик, чистоплюйка, работяга, рукодельница и др.). Особую роль играют фразеологические единицы для выражения положительной оценки «золотые руки», «добрейшей души человек», «как за каменной стеной».
5. В рассмотренных текстах о близких родственниках даются разные типы оценок: общеоценочные (хороший / хорошая); телеологические (молёный, судьбой данный); нормативные (трудолюбивый, хозяйственный); этические (добрый, добрейшей души человек); интеллектуальные («всё знала», разумная); эстетические (красивый, высокий); психологические (суровый, строгий).
Перспективы дальнейшего исследования: Перспективой дальнейшего исследования является расширение эмпирической базы исследования, которая позволит проанализировать тексты о близких родственниках с коммуникативно-прагматических позиций, рассмотреть тактики и стратегии оценивания. Важным представляется и нарративный анализ подобных рассказов.