ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
http://sciforedu.ru/article/3660https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/129508
Автор:
Шайдурова, Ольга Валерьевна
Гончаревич, Наталья Алексеевна
Ростовцева, Марина Викторовна
Ковалевич, Игорь Анатольевич
Догадаев, Олег Николаевич
Шестаков, Вячеслав Николаевич
Коллективный автор:
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра современных образовательных технологий
Кафедра психологии развития и консультирования
Дата:
2019-08Журнал:
Science for Education TodayКвартиль журнала в Scopus:
без квартиляБиблиографическое описание:
Шайдурова, Ольга Валерьевна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ [Текст] / Ольга Валерьевна Шайдурова, Наталья Алексеевна Гончаревич, Марина Викторовна Ростовцева, Игорь Анатольевич Ковалевич, Олег Николаевич Догадаев, Вячеслав Николаевич Шестаков // Science for Education Today. — 2019. — Т. 9 (№ 3). — С. 28-41Аннотация:
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему формирования позитивного самоотношения подростков. Цель статьи – выявить влияние родительского стиля воспитания на развитие самоотношения в подростковом возрасте.
Методология. Исследование проводилось с опорой на современный зарубежный подход к исследованию самооценки, который предполагает понимание этого феномена как конструкта, являющегося аффективным компонентом самосознания (H. W. Marsh, R. J. Shavelson, J. J. Hubner, G. C. Stanton). В ходе эмпирического исследования были использованы психодиагностические методики: методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева; методика «Локус контроля» Дж. Роттера; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; тест родительских отношений А. Я. Варги и В. В. Столина. В исследовании приняли участие 96 учащихся старших классов Емельяновской общеобразовательной школы Красноярского края. Исследование осуществлялось на выборке из 96 человек и проходило в три этапа: на первом этапе мы исследовали общий уровень самостоятельности, самоотношения, самоуверенности подростков; на втором этапе – степень осмысленности жизни подростками; на третьем, заключительном этапе, – влияние родительского стиля воспитания на самоотношение подростков.
Результаты. Выявлено, что высокий уровень родительского контроля значимо связан с такими факторами, как «внутренняя конфликтность» и «аутосимпатия»; экстернальностью; низкой смысложизненной ориентацией. Высокий уровень родительского контроля обусловливает процессы внутренней дезадаптации, острого переживания возрастного кризиса, неудовлетворенности собой, отсутствии веры в возможность самоизменения; низкой оценке своего внутреннего содержания у подростка и т. д.
Результаты исследования показали, что при авторитарном стиле воспитания родители ограничивают их самостоятельность, не обосновывая свои требования, сопровождая жестким контролем, суровыми запретами и выговорами, и это формирует у подростка механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страхе перед наказанием. Это свидетельствует о том, что подобная модель родительского отношения носит негативный характер, тормозя процессы сепарации и эмансипации, что влечет за собой трудности в социализации, адаптации и формировании гармоничной личности.
Заключение. Делается вывод о необходимости разработки комплексного методического обеспечения для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в отношении воспитания своих детей и формирования у них позитивного самоотношения