Виртуальная реконструкция Богоявленского собора. 1738 – 1764 гг.
URI (для ссылок/цитирований):
https://ipuniversity.ru/object/IPC-RU.IPU.CL.2018-0D9ABRMU.7https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/113021
Автор:
Коллективный автор:
В 1625 году в Енисейском остроге была выстроена деревянная соборная церковь Введения богоматери. Одновременно за пределами острога, с западной стороны, на берегу Енисея, выстроена деревянная Богоявленская церковь на каменном подклете, где «кладут соль и хлебные красноярские запасы». При перестройке и расширении острога в 1651 году Богоявленская церковь оказалась в северо-западном его углу. После пожара 1702 года деревянный Введенский собор был возобновлен на прежнем месте. Он сгорел в 1732 году. Постройка нового, каменного собора была начата на месте Богоявленской церкви, также сгоревшей (ее бывший подклет, служивший кладовой, – древнейшая каменная постройка города – сохранялась поблизости от собора до 1878 года). Каменный собор, получивший наименование Богоявленского, строился на средства московских дворян Семена и Епифана Надеиных. В 1737 году был заложен южный Введенский придел; по-видимому, в конце 1730-х гг. и он, и северный придел Сергия Радонежского были уже освящены. Главный храм был достроен около 1750 года. В 1779-1780 гг. енисейский купец П. Трескин устроил во втором ярусе колокольни Никольский придел и пристроил к собору три каменные двухэтажные палатки; в 1865 году соборным старостой П.Е. Фунтосовым эта пристройка, по ветхости, была разобрана и заменена новой. В 1819-1826 гг. купец М. Соколов возвел вокруг собора каменную ограду с железной решеткой между столбами. Собор имел продольную трехчастную композицию: храм с полукруглой алтарной апсидой, широтно скомпанованная трапезная с двумя фланкирующими приделами и колокольня, вытянутые по одной оси. Храм относился к типу «восьмерик на четверике». Двусветный четверик был несколько растянут в ширину; восьмерик на ступенчатых тромпах перекрывался лотковым куполом, увенчивался высоким аттиком с полукруглыми кокошниками (по два над каждой гранью) и пятью главами на глухих барабанах; центральная глава возвышалась над световым малым восьмериком. Двусветные объемы приделов (у южного придела верхнее окно имеет восьмигранную форму) перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками, увенчивались главами на крупных световых барабанах. Такая же главка, но на глухом барабане, возвышалась над главным алтарем. Трапезная перекрыта поперечным коробовым сводом с замыкающими лотками. Трехъярусная колокольня, восьмигранная в верхних ярусах, увенчивается полуциркульными фронтонами над каждой гранью; крупный купол с венчающим шпилем на барабане заменен шатровым покрытием с деревянной пожарной вышкой. В настоящее время объемы главного храма и алтаря, а также апсида южного придела и венчающие части обоих приделов полностью утрачены; фрагментарно сохранилось наружное убранство уцелевших объемов, выполненное, судя по старым фотографиям, в пышных формах «уральского барокко». Побеленный фасад северного придела увенчан раскрепованным карнизом с тройным поребриком («пилой») и широким фризом заглубленных в стену балясин. Цоколь выделен профилем с крупным валом. Углы обработаны тройными полуколоннами, опирающимися на общий пьедестал, прорезанный «ширинкой». Два нижних окна с лучковыми перемычками (одно из них заложено и вместо него устроен широкий дверной проем) обрамлены наличниками с опоясанными полуколонками, раскрепованными карнизами и завершениями в виде тройного кокошника. Окно второго света, разрывающее фриз, заглублено в стену и обрамлено полуколонками. По сторонам от него стена оформлена «жучковым» фризом. Такой же фриз проходит под профилированным карнизом алтарной апсиды. Фасады колокольни также увенчаны «пилой» и фризом балясин. Такими же балясинами украшен частично сохранившийся парапет «звона», под которым проходит пояс мелких «ширинок». Углы обработаны лопатками, в ярусе «звона» – филенчатыми. Полуциркульные фронтоны, с круглыми люкарнами через один, оформлены многообломными мелко профилированными архивольтами. Сохранившиеся объемы Богоявленского собора в Енисейске представляют памятник культовой архитектуры второй четверти XVIII в., один из лучших образцов сибирского зодчества. Собор отличался своеобразным решением архитектурной композиции, в особенности – венчающих частей, а также насыщенностью и великолепием декоративного убранства фасадов; возвышаясь над самым берегом Енисея, занимал центральное место в панораме города.
Объект авторского права размещён на платформе IPUniversity по адресу https://ipuniversity.ru/object/IPC-RU.IPU.CL.2018-0D9ABRMU.7
Аннотация:
Права на использование:
Дополнительные сведения о правах и режимах доступа к объекту размещены на платформе IPUniversity.