Sharing Economy Phenomenon in the Digitization Era
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/110104Автор:
Revenko, Lilia S.
Revenko, Nikolay S.
Ревенко, Л.С.
Ревенко, Н.С.
Дата:
2019-04Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences;2019 12 (4)Аннотация:
The article examines foreign and Russian experience in the sharing economy development. The phenomenon of collaborative consumption of goods and services gained an impetus on the back of technological change mainly due to the digitization. Digital platforms have brought the narrow consumer market phenomenon to the global economy level and created prerequisites not only for enhancing the local exchange of temporarily free resources (physical, power, labour, recreational resources and others), but also for their cross-border movement. The high spreading speed of digital technologies and business models based on them, as well as the objectively existing time lag between the ongoing transformations and their evaluation at the theoretical level, create a pluralistic picture of the concepts of this phenomenon. A critical analysis of approaches practiced by experts from different countries to the sharing economy scope revealed a shift in emphasis between some traditional economic categories, generating a field for theoretical discussion. The delicate borderline between the sharing economy and normal business operations causes regulatory problems at national and international levels. Based on their own theoretical views, the authors define the key areas of the sharing economy development, identify current trends that determine the present changes: market growth, multiplication of collectively consumed items, acceleration of operational activities, optimization of the end users’ income and expense. Advantages and disadvantages of sharing economy are also identified В статье исследуется зарубежный и российский опыт развития экономики совместного потребления («шеринговой» экономики). Феномен совместного потребления товаров и услуг получил импульс развития на современной волне научно-технического
прогресса преимущественно за счет возможностей цифровизации. Цифровые платформы вывели узкое явление потребительского рынка на уровень глобальной экономики и создали предпосылки не только для активизации локального обмена временно свободными ресурсами (материальными, трудовыми, энергетическими, рекреационными
и другими), но и для трансграничного перемещения таких ресурсов. Высокая скорость
распространения цифровых технологий и основанных на них бизнес-моделей,
а так-
же объективно существующий временной лаг между происходящими трансформациями и их осмыслением на теоретическом уровне создают плюралистическую картину концепций данного явления. Критический анализ подходов экспертов из разных
стран к сфере охвата экономики совместного потребления позволил выявить смещение акцентов между некоторыми традиционными экономическими категориями, что
формирует поле для теоретической дискуссии. Тонкость границы между экономикой
совместного потребления и обычной коммерческой деятельностью создает сложности регуляторной деятельности на национальном и международном уровне. Исходя из собственных теоретических взглядов, авторы дают характеристику основных
направлений развития экономики совместного потребления, выявляют актуальные
тенденции, обусловливающие происходящие в ней изменения: рост объемов рынков
товаров и услуг, расширение числа совместно потребляемых объектов, ускорение
операционной деятельности, оптимизация структуры доходов и расходов конечных
потребителей. Выявлены преимущества и риски совместного потребления товаров
и услуг