ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОТ СТАЖА РАБОТЫ И НЕКОТОРЫХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
http://sciforedu.ru/article/3804https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/129484
Автор:
Гончаревич, Наталья Алексеевна
Шайдурова, Ольга Валерьевна
Ковалевич, Игорь Анатольевич
Помазан, Валерий Александович
Ростовцева, Марина Викторовна
Коллективный автор:
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра современных образовательных технологий
Кафедра психологии развития и консультирования
Дата:
2019-08Журнал:
Science for Education TodayКвартиль журнала в Scopus:
без квартиляБиблиографическое описание:
Гончаревич, Наталья Алексеевна. ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОТ СТАЖА РАБОТЫ И НЕКОТОРЫХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ [Текст] / Наталья Алексеевна Гончаревич, Ольга Валерьевна Шайдурова, Игорь Анатольевич Ковалевич, Валерий Александович Помазан, Марина Викторовна Ростовцева // Science for Education Today. — 2019. — Т. 9 (№ 4).Аннотация:
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему формирования педагогической толерантности как условия эффективной профессиональной деятельности учителя в процессе обучения и воспитания обучающихся. Цель статьи – выявить уровень педагогической толерантности в зависимости от стажа работы и некоторых индивидуально-психологических качеств учителя.
Методология. Исследование проводилось с опорой на современный зарубежный подход, который определяет толерантность как личностное качество, позволяющее осуществлять эффективную коммуникацию педагога в проблемных ситуациях с детьми и способствующее развитию и эффективной социализации ребенка (Gilltspie D., Gural S. K., Kim-Maloney).
В ходе эмпирического исследования были использованы психодиагностические методики: 1) тест на исследование педагогической толерантности А. А. Зиновкина; 2) определение коммуникативной толерантности В. В. Бойко; 3) факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла. Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы № 18 г. Красноярска. Выборку испытуемых составили учителя средней школы в количестве 71 человека.
Результаты. Выявлено, что динамика компонентов педагогической и коммуникативной толерантности зависит от стажа профессиональной деятельности. Для учителей характерно повышение выраженности толерантного поведения в период педагогической деятельности от 4 до 7 лет, снижение – от 20 до 40 лет, что может быть обусловлено синдромом профессионального выгорания.
Определено, что высокий интеллект, способность к нестандартному мышлению, эмоциональная устойчивость, адекватная оценка ситуации, терпение, отсутствие конкуренции, уверенность в себе и своих возможностях, нечувствительность к одобрению или неодобрению со стороны других, терпимость к трудностям, коммуникабельность, целеустремленность, осознание и соблюдение социальных требований взаимосвязаны и обусловливают высокий уровень коммуникативно-педагогической толерантности.
Статистически обосновано, что коммуникативно-педагогическая толерантность взаимосвязана с такими личностными качествами, как высокий интеллект, эмоциональная стабильность, проницательность, способность сдерживать тревожность, отсутствие подозрительности и склонности к чувству вины.
Заключение. Выявлена зависимость уровня педагогической толерантности от стажа работы и некоторых индивидуально-психологических качеств учителя (высокий интеллект, эмоциональная стабильность, подозрительность, проницательность, чувство вины, радикализм, тревожность).
Коллекции:
Метаданные:
Показать полную информациюСвязанные материалы
Показаны похожие ресурсы по названию, автору или тематике.
-
Профилактика ксенофобии в образовании
Скутина, Татьяна Васильевна; Калиновская, Ксения Сергеевна; Потапова, Екатерина Вадимовна; Федоренко, Елена Юрьевна (СФУ, Красноярск, 2018)Рассмотрены психологические предпосылки ксенофобии в подростковом возрасте и проблема их профилактики в условиях образования. Приведены результаты эмпирических исследований по установлению взаимосвязи между межличностной ... -
Профилактика ксенофобии в образовании
Скутина, Татьяна Васильевна; Калиновская, Ксения Сергеевна; Потапова, Екатерина Вадимовна; Федоренко, Елена Юрьевна (СФУ, Красноярск, 2018)Рассмотрены психологические предпосылки ксенофобии в подростковом возрасте и проблема их профилактики в условиях образования. Приведены результаты эмпирических исследований по установлению взаимосвязи между межличностной ... -
Ethnic Tolerance Scale Development: Renovation of Integrated Approach
Breslavs, Gershons; Бреслав, Г. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2014-04)Many theoretical models have contributed to the field of intergroup relations, but the concept of social tolerance is still very ambiguous despite huge progress in social psychology and related fields in the recent 50 ... -
Инновационные методы исследования и оценки культуры толерантности в образовательной поликультурной среде Красноярского края
Безызвестных, Екатерина Анатольевна; Дайнеко, Яна Михайловна; Коршунова, Вера Владимировна; Смолянинова, Ольга Георгиевна (СФУ, Красноярск, 2017)Актуализируются проблемы, связанные с оцениванием результатов формирования культуры толерантности на различных ступенях обучения в Красноярском крае. Описаны инновационные методы исследования, основанные на принципах ... -
Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках: опыт и перспективы
Копцева, Наталья Петровна; Сибирский федеральный университет; Гуманитарный институт (СФУ, Красноярск, 2017)Приведены материалы участников конференции по следующим темам: этнокультурная динамика и этническая мобильность в XXI веке, актуальные проблемы миграционных исследований, роль социально ориентированных некоммерческих ...