Показать сокращенную информацию

Гончаревич, Наталья Алексеевна
Шайдурова, Ольга Валерьевна
Ковалевич, Игорь Анатольевич
Помазан, Валерий Александович
Ростовцева, Марина Викторовна
2020-01-20T08:00:40Z
2020-01-20T08:00:40Z
2019-08
Гончаревич, Наталья Алексеевна. ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОТ СТАЖА РАБОТЫ И НЕКОТОРЫХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ [Текст] / Наталья Алексеевна Гончаревич, Ольга Валерьевна Шайдурова, Игорь Анатольевич Ковалевич, Валерий Александович Помазан, Марина Викторовна Ростовцева // Science for Education Today. — 2019. — Т. 9 (№ 4).
http://sciforedu.ru/article/3804
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/129484
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему формирования педагогической толерантности как условия эффективной профессиональной деятельности учителя в процессе обучения и воспитания обучающихся. Цель статьи – выявить уровень педагогической толерантности в зависимости от стажа работы и некоторых индивидуально-психологических качеств учителя. Методология. Исследование проводилось с опорой на современный зарубежный подход, который определяет толерантность как личностное качество, позволяющее осуществлять эффективную коммуникацию педагога в проблемных ситуациях с детьми и способствующее развитию и эффективной социализации ребенка (Gilltspie D., Gural S. K., Kim-Maloney). В ходе эмпирического исследования были использованы психодиагностические методики: 1) тест на исследование педагогической толерантности А. А. Зиновкина; 2) определение коммуникативной толерантности В. В. Бойко; 3) факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла. Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы № 18 г. Красноярска. Выборку испытуемых составили учителя средней школы в количестве 71 человека. Результаты. Выявлено, что динамика компонентов педагогической и коммуникативной толерантности зависит от стажа профессиональной деятельности. Для учителей характерно повышение выраженности толерантного поведения в период педагогической деятельности от 4 до 7 лет, снижение – от 20 до 40 лет, что может быть обусловлено синдромом профессионального выгорания. Определено, что высокий интеллект, способность к нестандартному мышлению, эмоциональная устойчивость, адекватная оценка ситуации, терпение, отсутствие конкуренции, уверенность в себе и своих возможностях, нечувствительность к одобрению или неодобрению со стороны других, терпимость к трудностям, коммуникабельность, целеустремленность, осознание и соблюдение социальных требований взаимосвязаны и обусловливают высокий уровень коммуникативно-педагогической толерантности. Статистически обосновано, что коммуникативно-педагогическая толерантность взаимосвязана с такими личностными качествами, как высокий интеллект, эмоциональная стабильность, проницательность, способность сдерживать тревожность, отсутствие подозрительности и склонности к чувству вины. Заключение. Выявлена зависимость уровня педагогической толерантности от стажа работы и некоторых индивидуально-психологических качеств учителя (высокий интеллект, эмоциональная стабильность, подозрительность, проницательность, чувство вины, радикализм, тревожность).
толерантность
педагогическая толерантность
коммуникативная толерантность
индивидуально-личностные особенности
образовательная среда
терпимость
ЗАВИСИМОСТЬ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОТ СТАЖА РАБОТЫ И НЕКОТОРЫХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ
Journal Article
Journal Article Preprint
13.11.28
2020-01-20T08:00:40Z
10.15293/2658-6762.1904.13
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра современных образовательных технологий
Кафедра психологии развития и консультирования
Science for Education Today
без квартиля


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию