Показать сокращенную информацию
Горизонты понимания в методологии социально-гуманитарного познания
Автор | Викторук, Е.Н. | ru |
Автор | Viktoruk, Elena N. | en |
Автор | Черняева, А.С. | ru |
Автор | Chernyeva, Alexandra S. | en |
Дата внесения | 2010-10-07T06:39:50Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2010-10-07T06:39:50Z | |
Дата публикации | 2010-10 | en |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/1798 | |
Аннотация | In the given article we consider the conditions and perspectives of development of understanding. Evolution of understanding in capacity of cognitive tool is analyzed with a due consideration of change in the system of scientific knowledge. Authors describe and name stages of understanding development and define its determinants. Сorrelation between scientific rationality type and model of understanding was ascertained, and so, for the exploring of modern stage of understanding development the principles of postnonclassical rationality were researched. It was fixed, that modern scientific rationality can be treated as understanding one. As an example, we investigate the theory of responsive rationality by B. Waldenfels, where understanding exists as paradigm and synthetic model of understanding is revealed. | en |
Аннотация | В данной статье рассматриваются условия и перспективы развития понимания. Эволюция понимания как познавательного инструмента исследуется в тесной связи с изменениями, происходящими в системе научного познания. Авторы описывают и именуют этапы развития понимания и определяют их детерминанты. Установлена корреляция типов научной рациональности и моделей понимания, поэтому для исследования современного этапа развития понимания были рассмотрены принципы постнеклассической рациональности. Выявлено, что современная научная рациональность может быть определена как «понимающая». В качестве примера рассматривается теория «респонзивной» рациональности Б. Вальденфельса, в которой понимание приобретает статус парадигмы, и проявляет себя синтетическая модель понимания. | ru |
Язык | en | en |
Издатель | Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University. | en |
Является частью серии | 2010 3 ( 5 ) | en |
Является частью серии | Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. | en |
Тема | socially-humanitarian cognition | en |
Тема | cognitive tools | en |
Тема | scientific rationality types | en |
Тема | semiotic, ontic, gnoseologic, praxeologic modi of understanding | en |
Тема | models of understanding | en |
Тема | "responsive" rationality | en |
Тема | социально-гуманитарное познание | ru |
Тема | познавательные инструменты | ru |
Тема | типы научной рациональности | ru |
Тема | семиотический, онтический, гносеологический, праксеологический модусы понимания | ru |
Тема | модели понимания | ru |
Тема | «респонзивная» рациональность | ru |
Название | Горизонты понимания в методологии социально-гуманитарного познания | ru |
Альтернативное название | Understanding Horizons In Methodology of Socially-Humanitarian Cognition | en |
Тип | Journal Article | |
Тип | Published Journal Article | |
Контакты автора | Викторук, Е.Н. : Сибирский государственный технологический университет , Россия 660049, Красноярск, пр. Мира, 82 | ru |
Контакты автора | Viktoruk, Elena N. : Siberian State Technological University , 82 Mira, Krasnoyarsk, 660049 Russia | en |
Контакты автора | Черняева, А.С. : Сибирский государственный технологический университет , Россия 660049, Красноярск, пр. Мира, 82 , e-mail: evictoruk@narod.ru | ru |
Контакты автора | Chernyeva, Alexandra S. : Siberian State Technological University , 82 Mira, Krasnoyarsk, 660049 Russia , e-mail: evictoruk@narod.ru | en |
Страницы | 776-784 | en |