Показать сокращенную информацию

Suleimanova, Olga A.en
Tivyaeva, Irina V.en
Сулейманова, О. А.ru_RU
Тивьяева, И. В.ru_RU
2024-05-14T06:42:25Z
2024-05-14T06:42:25Z
2024-05
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152889
The paper explores anthropocentric manifestations in both language and linguistic research. The research pursues a dual objective: firstly, to reconstruct the semantic field of verbs denoting mnemonic processes, considering taxonomical divisions into actions, processes and states; to specify the taxonomical status of the verb помнить (to remember) as a key verb in the cluster; and to analyze the manifestation of the + / – control semantic feature of these verbs. Secondly, to test the explanatory and research potential of three competing experimental formats: a human-based semantic experiment conducted through surveys of native speaker respondents; research engine-based experiments using Google and Bing search requests for word combinations where search engines function as a type of “collective respondent”; and the potential of neural networks for linguistic research. This approach combining three instrumental resources makes part of a fresh and innovative linguistic research procedure. The results of the research contribute to a more precise definition of the taxonomic specifics of the verb помнить (to remember) as an existential-resultative verb. The analyzed semantic cluster is described as divided into two semantic classes: “proper” memory verbs and their metaphorical semantic derivatives denoting speech acts. The behavior of these verbs concerning imperative forms and control features is also thoroughly analyzeden
В настоящей статье рассматриваются элементы проявления антропоцентризма в естественном языке на уровне глагольной семантики, а также некоторые аспекты перехода к антропоцентрической парадигме в лингвистических исследованиях. Авторы ставят две цели: во‑первых, представить семантическое поле глаголов, обозначающих процессы памяти, с учетом таксономического деления на действия, процессы и состояния; уточнить таксономический статус глагола “помнить” как ключевого глагола памяти; проанализировать проявление семантической характеристики контролируемости действия у глаголов памяти. Во-вторых, протестировать экспланаторный и исследовательский потенциал трех экспериментальных форматов: семантического эксперимента с привлечением носителей языка; экспериментов с обращением к поисковым системам Google и Bing, в которых поисковые системы выступают в роли “коллективного респондента”; и экспериментов с привлечением средств генеративного искусственного интеллекта – больших языковых моделей, прошедших обучение на массивах текстов на естественном языке. Использование комплексной методологии анализа, сочетающего семантический эксперимент, опору на сетевые технологии и работу с большими языковыми моделями, а также новые полученные описания мнемических глаголов, составляют новизну работы. Результаты исследования позволили получить более точное определение таксономических характеристик глагола “помнить” как экзистенциально-результативного глагола. В структуре анализируемого семантического кластера были выделены два семантических класса: собственно глаголы памяти и их метафорические производные, обозначающие речевые акты. Проверка глаголов памяти на употребление в императивных формах и выявление признака контролируемости действия позволили уточнить семантическое описание указанного глагольного кластераru_RU
enen
Siberian Federal University. Сибирский федеральный университетen
anthropocentrical turnen
semantic experimenten
memory verbsen
mnemonic processesen
existential-resultative verben
антропоцентрический поворотru_RU
семантический экспериментru_RU
глаголы памятиru_RU
мнемические процессыru_RU
экзистенциально-результативный глаголru_RU
Anthropocentrical Turn in Linguistics Through the Digital Lens: Evidence from Analyses of Russian Mnemonic Verbsen
Антропоцентрический поворот в лингвистике сквозь призму цифровых технологий: анализ русских мнемических глаголовru_RU
Journal Articleen
Suleimanova, Olga A.: Moscow City University Moscow, Russian Federationen
Tivyaeva, Irina V.: Moscow City University Moscow, Russian Federation; tivyaeva@yandex.ruen
Сулейманова, О. А.: Московский городской педагогический университет Российская Федерация, Москваru_RU
Тивьяева, И. В.: Московский городской педагогический университет Российская Федерация, Москваru_RU
847–861ru_RU
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки 2024 17 (5). Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2024 17(5)en
FIVZWU


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию