Показать сокращенную информацию

Ворошин, С. Д.ru_RU
Voroshin, Semyon D.en
2023-07-12T05:16:04Z
2023-07-12T05:16:04Z
2023-07
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150824
The article is devoted to determining the role of the industrialist and patron of the arts Nikita Grigoryevich Stroganov (1560–1616) in the formation of the stylistic features of works of art. There is reason to believe that it was thanks to his tastes that the unique look of the entire Stroganov trend was formed and world-class masterpieces were created – miniature icons of the Stroganov style, similar to precious jewelry works of art. It was they who made up the golden fund of Russian icon painting of the last quarter of the 16th – early 17th centuries. The study aims to identify the features of the icons of the Annunciation Cathedral of Solvychegodsk in the context of the core concepts of Orthodox communion by Nikita Grigoryevich Stroganov reflected in them. Since this goal is set for the first time, the study characterizes these core concepts. The icon Liturgy: “Izhe kheruvimy” is analyzed as a representation of the Orthodox identity of its customer – Nikita Stroganov. Since the location of the icons in the temple reflected a complex multi-level system of worldview of the people of the period under study, the hierarchical structure of the identity of a medieval Russian person was identified and characterized in the iconostasis of the Annunciation Cathedral in Solvychegodsk using the example of N. G. Stroganov. Such core concepts as religiosity, holiness, bookishness, autocracy, family, etc. became the basis of his culture. He adopted the values of a family that excelled both in the commercial and industrial business and in maintaining the arts. Books were the basis of the Stroganovs’ worldview, conveying knowledge about the world, Holy Scripture attached to humanistic Christian values, Orthodox literature, the lives of locally revered saints conveyed the image of an educator and popularizer of culture, choosing a peaceful way of doing business. In addition to the general trends of the period under study, the individual features of Nikita Grigorievich were revealed, the influence of which led to the creation of unique masterpieces of Russian icon painting of the 16th‑17th centuriesen
В исследовании выявляются стержневые концепты Православной идентичности промышленника, предпринимателя и покровителя церковного искусства Никиты Григорьевича Строганова (1560–1616) в контексте их отражения в иконописном убранстве Благовещенского собора Сольвычегодска. Новизну работе придает необходимость впервые охарактеризовать эти концепты как основу формирования сложной многоуровневой идентичности людей той эпохи. Основой культуры Н. Г. Строганова стали: религиозность, книжность, образованность в вопросах церковного искусства, семейные ценности, дух предпринимательства, приверженность ключевым идеологемам времени, разделяемым элитой государства. Культурной доминантой идентичности Никиты Строганова было Православие. Поскольку содержание и расположение икон в храме отражало систему религиозной идентичности, источником исследования стала Литургия: «Иже херувимы», композиция которой отображает иерархичное понимание устройства мира православным человеком того времени. Так как Никита Строганов выступал главным заказчиком иконописного убранства собора, включая иконостас, автор впервые раскрыл сопричастность личности промышленника достижениям православной культуры, осмысление им феномена святости и путей ее достижения, в том числе за счет поддержки церковного искусства. В качестве репрезентативных источников, помимо иконостаса, привлечены иконы «Иже херувимы», «Богоматерь Гора Нерукосечная, с припадающими святыми Никитой и Евпраксией», «Складень трехстворчатый, с изображением Никиты Воина в среднике и жития святого на створках» (Мастер Прокопий Чирин) и др. В результате выявлено, что, продолжая дело основателя династии Аники Строганова как выдающегося ктитора своего времени, Н. Г. Строганов преуспел как покровитель иконописания. Фундаментом его воззрений на искусство были теологические представления, почерпнутые из книжных источников родовой библиотеки, одного из самых значительных частных собраний того времени. В результате под его покровительством родилось особое направление иконописания, которое отражало вкусы Никиты как заказчика. Его культурная идентичность играла в данном процессе фундаментальную роль. Имеются основания полагать, что именно благодаря его вкусам сформировался уникальный облик всего строгановского направления и были созданы шедевры мирового класса – иконы-миниатюры строгановского письма, подобные драгоценным произведениям искусства. Они составили золотой фонд русской иконописи последней четверти XVI – начала XVII вв.ru_RU
ruru_RU
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
Русское Позднее Средневековьеru_RU
стержневые концепты идентичностиru_RU
культурная идентичность Никиты Григорьевича Строгановаru_RU
строгановская иконаru_RU
Благовещенский собор Сольвычегодскаru_RU
Russian Late Middle Agesen
core concepts of identityen
cultural identity of Nikita Grigoryevich Stroganoven
Stroganov iconen
Annunciation Cathedral in Solvychegodsken
Икона Литургия: «Иже херувимы» как репрезентант идентичности Никиты Григорьевича Строгановаru_RU
The Icon Liturgy: “Izhe kheruvimy” as a Representative of the Identity of Nikita Grigorievich Stroganoven
Journal Articleru_RU
Ворошин, С. Д.: Южно-Уральский государственный университет Российская Федерация, Челябинскru_RU
Voroshin, Semyon D.: South Ural State University Chelyabinsk, Russian Federation; svoroshin@mail.ru; ORCID: 0000-0002-1625-8642en
1127–1143ru_RU
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2023 16 (7)en
LVAYRE


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию