Показать сокращенную информацию
Катализаторы оценки: как распознать оценочные смыслы
Автор | Нефедов, С. Т. | ru_RU |
Автор | Nefedov, Sergey T. | en |
Дата внесения | 2022-09-21T04:35:01Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2022-09-21T04:35:01Z | |
Дата публикации | 2022-11 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/148786 | |
Аннотация | В статье фокусируется проблема латентной оценочности языковых выражений, имеющая важное значение для социокоммуникативной теории оценки, лингвистики скрытых смыслов, инференциальной прагматики. Теоретико-методологическая опора процедур анализа на данные исследовательские направления позволяет установить, что оценка «паразитирует» на целом ряде языковых средств, которые исходно в системно-языковом плане не имеют оценочной функции. К числу таких средств относятся, например, отрицание, модально-эпистемические компоненты, коннекторы, конъюнктив, модальные глаголы, другие эгоцентрические слова и выражения, соотнесенные с субъектом дискурса и маркирующие его присутствие в социальной интеракции. Показано, что все они в употреблении способны актуализировать скрытую оценочность текстовых высказываний. При этом мы исходим из того, что данные средства, так же как и непосредственные носители оценочных значений – оценочные лексемы, обнаруживают в своих речемыслительных основаниях на уровне значения глубинные семантические связи со сравнением. Поэтому их включенность в имплицитное выражение оценки закономерна. Выявленное сходство в функционировании позволяет объединить их в отдельной категории катализаторов оценки. Впервые в лингвистическом анализе конституируется теоретическая оппозиция носители / катализаторы оценки, позволяющая получить более полную и системную картину вовлеченных в оценку языковых средств. Научная задача распознания скрытых оценочных смыслов решается на материале корпуса немецкоязычных лингвистических статей. В результате показано, как в контекстах научно-исследовательской практики катализаторы оценки направляют оценочную интерпретацию научных утверждений | ru_RU |
Аннотация | The article focuses on the problem of the latent valuation of linguistic units, which is relevant to socio-communicative evaluation theory, linguistics of hidden meanings, and inferential pragmatics. Theoretical and methodological support of analytical procedures in these research areas posits that the evaluation “parasitizes” on a number of linguistic means that have no evaluating function on the system-linguistic level. These include negation, epistemic modal components, connectors, subjunctive, modal verbs, and other egocentric words and expressions that point to the discourse actors and mark their presence in social interaction. It turns out that the abovementioned linguistic means are able to actualize the hidden valuation meaning of text statements. We assume that these means as well as the direct carriers of the evaluation – evaluative lexemes – facilitate the creation of deep semantic connections for comparison in their cognitive bases on the level of meaning. Therefore, their participation in the implicit expression of the evaluation is natural and anticipated. The uncovered functional similarity allows us to group them together under a unified category of evaluation catalysts. For the first time in language analysis, a theoretical comparison of carriers / catalysts of the evaluation is constituted, which makes it possible to obtain a more complete and systematic picture of the linguistic means involved in the evaluation. The problem of recognizing hidden evaluative content is solved by using the corpus of German-language linguistic articles. As a result, it is shown how evaluation catalysts steer the evaluation interpretation of scientific statements in the context of research practice | en |
Язык | ru | ru_RU |
Издатель | Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University | en |
Тема | язык оценок | ru_RU |
Тема | имплицитная оценка | ru_RU |
Тема | эксплицитная оценка | ru_RU |
Тема | научная коммуникативная практика | ru_RU |
Тема | катализатор оценки | ru_RU |
Тема | evaluation language | en |
Тема | implicit evaluation | en |
Тема | explicit evaluation | en |
Тема | scientific communicative practice | en |
Тема | evaluation catalyst | en |
Название | Катализаторы оценки: как распознать оценочные смыслы | ru_RU |
Альтернативное название | Evaluation Catalysts: How to Recognize Evaluative Meanings | en |
Тип | Journal Article | ru_RU |
Контакты автора | Нефедов, С. Т.: Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация, Санкт-Петербург | ru_RU |
Контакты автора | Nefedov, Sergey T.: Saint Petersburg State University St. Petersburg, Russian Federation; nefiodov.sergei2011@yandex.ru | en |
Страницы | 1699–1712 | ru_RU |
DOI | 10.17516/1997-1370-0945 | |
Журнал | Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2022 15 (11) | en |