Показать сокращенную информацию
Национальная специфика игрового конструирования белорусского познавательного телепространства
Автор | Гладко, М. А. | ru_RU |
Автор | Gladko, Marina A. | en |
Дата внесения | 2022-09-21T03:27:17Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2022-09-21T03:27:17Z | |
Дата публикации | 2022-11 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/148779 | |
Аннотация | Статья посвящена исследованию специфики игрового конструирования белорусских познавательных телевизионных текстов. Важным инструментом реконструкции события и явлений действительности становятся игровые механизмы, формирующие текстовое пространство. Цель статьи состоит в установлении особенностей содержательно-смыслового, композиционного, тактико-стратегического и языкового конструирования игрового пространства в белорусских познавательных текстах. Материал исследования составляют 400 культурно-просветительских и научно-информационных телепередач, транслируемых Белтелерадиокомпанией в период с 2010 по 2021 годы. Научная новизна состоит в том, что впервые выявлены особенности познавательного текстового пространства телевидения как игрового; описан репертуар и функции тактик, реализующих стратегию монтажа реальности. Установлено, что игра находит различные, генетически не свойственные познавательным текстам средства репрезентации – «аттракционы», формирующие реальность. В результате познавательный текст конструирует особую реальность посредством коммуникативной стратегии монтажа реальности, которая эксплицируется тактиками монтажа «аттракционов» действительности; встраивания фактологической информации в калейдоскоп «аттракционов»; моделирования или фокусирования трудностей, конфликта. Зафиксированы функции игры – игра выступает как средство национальной идентификации, выполняет воздействующую и аттрактивную функции. Выявлены типы игровых сверхфразовых единств – «аттракционов», особенности их сочетания; доминантные языковые средства, оформляющие тактики, реализующие стратегию монтажа реальности. Автор делает вывод о том, что знание в познавательных текстах телевидения трансформируется в легкие, яркие высказывания, нацеленные не на познание и размышление, а скорее на переживание «другой» (нереальной для зрителя) реальности и повышение градуса развлекательности. Работа вносит вклад в развитие медиалингвистики, лингвокультурологии, прагматики. Материалы исследования могут применяться на занятиях по теории массмедиа, языку средств массовой коммуникации, прагматике | ru_RU |
Аннотация | The article deals with peculiarities of the content and compositional construction of Belarusian TV documentaries and popular scientific texts. Game mechanisms that form the TV text become an important tool for reconstructing events and phenomena of reality. The aim of the article is to establish and describe the types of games that construct reality; identify the tactical set of Strategy of Reality Montage. The research material consists of 400 (cultural, educational, scientific and informational) TV programs broadcast by Belteleradiocompany from 2013 to 2021. In Belarusian documentaries and scientific texts game finds various forms that are not genetically characteristic of such texts – means of representation – attractions that shape reality; linguistic tools for modeling conflict and fixing difficulties. As a result, the documentaries and science texts construct a special game-like reality by means of the communicative strategy of Reality Montage, represented by the tactics embedding factual information into a kaleidoscope of “attractions”; modeling difficulties or conflict. At the same time, knowledge is transformed into light and vivid statements, aimed rather at increasing entertainment degree. The article describes game functions; types of attractions and their combinations in modern Belarusian TV texts; dominant linguistic means that shape the strategy of Reality Montage. The work contributes to the development of media linguistics, cultural linguistics and pragmatics. The research materials can be used in classes on the theory of mass media, the language of mass communication and pragmatics | en |
Язык | ru | ru_RU |
Издатель | Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University | en |
Тема | белорусское телевидение | ru_RU |
Тема | документальные передачи | ru_RU |
Тема | научно-информационные передачи | ru_RU |
Тема | коммуникативные стратегии | ru_RU |
Тема | тактики | ru_RU |
Тема | игра | ru_RU |
Тема | реальность | ru_RU |
Тема | аттракцион | ru_RU |
Тема | television | en |
Тема | documentaries | en |
Тема | scientific information programs | en |
Тема | communication strategies | en |
Тема | tactics | en |
Тема | game | en |
Тема | play | en |
Тема | reality | en |
Тема | attraction | en |
Название | Национальная специфика игрового конструирования белорусского познавательного телепространства | ru_RU |
Альтернативное название | National Peculiarities of Play Constructing in Belarusian Documentaries and Popular Scientific TV Texts | en |
Тип | Journal Article | ru_RU |
Контакты автора | Гладко, М. А.: Минский государственный лингвистический университет Республика Беларусь, Минск | ru_RU |
Контакты автора | Gladko, Marina A.: Minsk State Linguistic University Minsk, Republic of Belarus; thecom@mslu.by | en |
Страницы | 1585–1597 | ru_RU |
DOI | 10.17516/1997-1370-0938 | |
Журнал | Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2022 15 (11) | en |