Показать сокращенную информацию

Ростовцева, Марина Викторовна
Машанов, Александр Александрович
2021-08-13T09:30:00Z
2021-08-13T09:30:00Z
2020-02
Ростовцева, Марина Викторовна. Methods of Conflict Study in the System of Education [Текст] / Марина Викторовна Ростовцева, Александр Александрович Машанов // Журнал Сибирского федерального университета: Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 13 (№ 2). — С. 208-218
http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/134952/07_Rostovtseva.pdf;jsessionid=43AD68DC3284842D21D35636CC63FE4B?sequence=1
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/142351
Аннотация. В статье поднимается проблема построения методологии исследования конфликтов в системе образования. Дается определение конфликта как процесса, который актуализирует нарушения субъектами взаимодействия установленных норм, правил, законов, требований конкретной социальной среды. Подчеркивается, что на сегодняшний день существуют два основных методологических подхода к исследованию конфликтов: деятельностный и личностно-ориентированный. Деятельностная парадигма рассматривает конфликт с точки зрения движения и развития субъектов взаимодействия и социальной среды. Личностно-ориентированный подход делает акцент на значимости личностных особенностей взаимодействующих сторон для разрешения конфликтной ситуации. Авторы предлагают комплексный подход, основанный на симбиозе личностноориентированной и деятельностной парадигмы, позволяющий учитывать в процессе развертывания и разрешения конфликтов основные личностные факторы субъектов на каждом из этапов конфликтной ситуации: характерологические особенности, самооценку и интеллект, а также стратегии поведения. Проведено пилотажное эмпирическое исследование среди учащихся Сибирского федерального университета с целью диагностики ведущих личностных характеристик индивида, которые выступают центральным звеном конфликта независимо от его этапа, и определения их связи с уровнем конфликтности личности. Полученные данные позволили сделать предварительные выводы о том, что низкий уровень конфликтности связан с такими качествами, как: высокий интеллект, способность к нестандартному мышлению, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и своих возможностях. Высокий уровень конфликтности обусловлен неумением или нежеланием обучающегося понимать и принимать индивидуальность других людей, неумением прощать другому его ошибки, низким интеллектом, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью. Выявленные взаимосвязи подтвердили эффективность использования комплексного подхода к исследованию конфликтов, а также теоретическое предположение о взаимовлиянии индивидуально-психологических особенностей и уровня конфликтности личности. Результаты исследования позволят изучать механизмы конфликтного поведения субъектов образования, учитывая их индивидуально-психологические особенности на каждом этапе развертывания конфликтной ситуации, а значит, управлять конфликтами в условиях образовательной системы.
конфликт
система образования
методология исследования
противоречие
деятельностный подход
личностные особенности
стратегии
поведения
самооценка
Methods of Conflict Study in the System of Education
Journal Article
Journal Article Preprint
208-218
2021-08-13T09:30:00Z
10.17516/1997-1370-0552
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра современных образовательных технологий
Журнал Сибирского федерального университета
Q3


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию