Показать сокращенную информацию
Влияние родительского стиля воспитания на развитие позитивного самоотношения в подростковом возрасте
Автор | Шайдурова, Ольга Валерьевна | |
Автор | Гончаревич, Наталья Алексеевна | |
Автор | Ростовцева, Марина Викторовна | |
Автор | Ковалевич, Игорь Анатольевич | |
Автор | Догадаев, Олег Николаевич | |
Автор | Шестаков, Вячеслав Николаевич | |
Дата внесения | 2020-01-20T08:01:11Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2020-01-20T08:01:11Z | |
Дата публикации | 2019-06 | |
Библиографическое описание | Шайдурова, Ольга Валерьевна. Влияние родительского стиля воспитания на развитие позитивного самоотношения в подростковом возрасте [Текст] / Ольга Валерьевна Шайдурова, Наталья Алексеевна Гончаревич, Марина Викторовна Ростовцева, Игорь Анатольевич Ковалевич, Олег Николаевич Догадаев, Вячеслав Николаевич Шестаков // SCIENCE FOR EDUCATION TODAY. — 2019. — Т. 3. — С. 28-41 | |
URI (для ссылок/цитирований) | http://sciforedu.ru/article/3660 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/129528 | |
Аннотация | Проблема и цель. Авторы исследуют проблему формирования позитивного самоотношения подростков. Цель статьи – выявить влияние родительского стиля воспитания на становление позитивного самоотношения подростков. Методология. Исследование проводилось с опорой на современный зарубежный подход к исследованию самооценки, который предполагает понимание этого феномена как конструкта, являющегося аффективным компонентом самосознания (Marsh H.W, Shavelson R.J., Hubner J.J., Stanton G.C.) В ходе эмпирического исследования были использованы психодиагностические методики: методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева; методика «Локус контроля» Дж. Роттера; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; тест родительских отношений А. Я. Варги и В. В. Столина. В исследовании приняли участие 96 учащихся старших классов Емельяновской общеобразовательной школы Красноярского края. Исследование осуществлялось на выборке из 96 человек и проходило в 3 этапа: на первом этапе мы исследовали общий уровень самостоятельности, самоотношения, самоуверенности подростков. На втором этапе выявили степень осмысленности жизни подростками. На третьем, заключительном этапе, выявили влияние родительского отношения на самоотношение в подростковом возрасте. Результаты. Выявлено, что высокий уровень родительского контроля значимо связан с такими факторами, как «внутренняя конфликтность» и «аутосимпатия»; экстернальностью; низкой смысложизненной ориентацией. Высокий уровень родительского контроля обуславливает процессы внутренней дезадаптации, острого переживания возрастного кризиса, неудовлетворенности собой, отсутствии веры в возможность самоизменения; низкой оценке своего внутреннего содержания у подростка и т.д. Результаты исследования показали, что при авторитарном стиле воспитания родители ограничивают их самостоятельность, не обосновывая свои требования, сопровождая жестким контролем, суровыми запретами и выговорами, и это формирует у подростка механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием. Это свидетельствует о том, что подобная модель родительского отношения носит негативный характер, тормозя процессы сепарации и эмансипации, что влечет за собой трудности в социализации, адаптации и формировании гармоничной личности. Заключение. Делается вывод о необходимости разработки комплексного методического обеспечения для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в отношении воспитания своих детей и формирования у них позитивного самоотношения. | |
Тема | самоотношение | |
Тема | самооценка | |
Тема | воспитание | |
Тема | родительское отношение | |
Тема | родительский контроль | |
Тема | смысложизненные ориентации | |
Название | Влияние родительского стиля воспитания на развитие позитивного самоотношения в подростковом возрасте | |
Тип | Journal Article | |
Тип | Journal Article Preprint | |
Страницы | 28-41 | |
ГРНТИ | 14.39.05 | |
Дата обновления | 2020-01-20T08:01:11Z | |
DOI | 10.15293/2658-6762.1903.02 | |
Институт | Институт педагогики, психологии и социологии | |
Подразделение | Кафедра современных образовательных технологий | |
Журнал | SCIENCE FOR EDUCATION TODAY | |
Квартиль журнала в Scopus | без квартиля |