Показать сокращенную информацию

Parfentieva, Natalia V.en
Parfentiev, Nikolai P.en
Voroshin, Semen D.en
Парфентьева, Н. В.ru_RU
Парфентьев, Н. П.ru_RU
Ворошин, С. Д.ru_RU
2019-07-29T03:55:59Z
2019-07-29T03:55:59Z
2019-07
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/111797
This work demonstrates results of study of museum and exhibition activity, which forming modern sociоcultural space at the examples of Renaissance and Mannerism art works from the Stroganovs and the Demidovs collections. The members of these families of Ural and Siberian industrialists, patrons of arts and philanthropists possessed the richest collections of world-class art works. Authors pay attention on such work as “Madonna del Popolo”, also known as “The Holy Family”. Now this masterpiece is stored in the Nizhny Tagil Municipal Museum of Fine Arts. Academician Igor Grabar, who saved it from destroy, considered that this artwork belongs to the authorship of Raphael Santi. The second masterpiece “The Holy Family with Infant Saint John the Baptist” by Agnolo Bronzino now is in the Pushkin State Art Museum (Moscow). Each painter in its own way have revealed the images of the Holy Family, especially Madonna and Infant Christ. Raphael did it in the traditions of the High Renaissance and Bronzino followed the best achievements of Mannerism. These paintings are especially important and valuable because Italian painter, architect and writer Giorgio Vasari, known as the founder of art history as branch of science, have paid his attention on them. The researchers give characteristics to members of the Stroganovs and the Demidovs families on the context of the stated problem. The President of the Academy of Arts and the Director of the Imperial Public Library, the Count A. S. Stroganov bought for his collection the “Holy Family with Infant Saint John the Baptist” by Agnolo Bronzino. The owner of Nizhny Tagil factories N. N. Demidov, who also was a Russian envoy to the Duchy Tuscany (Florence), is connected with inclusion of “Madonna” by Raphael in his art collection. In the study the materials of Grabar’s monograph are analyzed, the results of author’s own scientific research and the detailed section on the Demidovs’ Madonna attribution are given. There are used cultural research and art criticism methods of analysis, for instance, with attraction of “Madonna Doni” by Michelangelo. The acquisition and transfer to Russia of this unique incarnations of the “Holy family” enriched the historical and cultural space not only of the owners and people close to the families, but also of the wider social circles, because these paintings were becoming an integral part of museum and exhibition activities. As a modern example authors analyze the exhibition “Madonna by Raphael from Nizhny Tagil”, where the samples from the collection of the Demidovs, Ural and Sibirian magnates, in the Hall of Arts of the South Ural State University were presented. It is established that, using them, the university academic exhibition has fulfilled the important task of the complex formation of cultural identity of students in the interaction of its regional, national and supranational (universal) aspectsen
В статье предпринято исследование музейно-выставочной деятельности, формирующей современное социокультурное пространство на примере включения в него произведений искусства Ренессанса и маньеризма из коллекций Строгановых и Демидовых. Представители этих фамилий урало-сибирских и российских промышленников, предпринимателей, покровителей искусств и благотворителей обладали богатейшими коллекциями произведений искусства мирового уровня. Авторы обращаются к работе «Мадонна дель Пополо», или «Святое семейство», ныне хранящейся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Спасший ее от разрушения И. Э. Грабарь считал, что она принадлежит кисти Рафаэля Санти. Второй шедевр — «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» Аньоло Бронзино — поступил в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва). Каждый из художников по-своему раскрыл образы Святого семейства, прежде всего Девы Марии и младенца Христа, в традициях Высокого Ренессанса (Рафаэль) и наивысших достижений маньеризма (Бронзино). Особое внимание и значение произведениям придает и то, что к этим творениям в период зарождения искусствознания как науки обратился его основоположник, итальянский живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари. Исследователи дают характеристику представителям фамилий Строгановых и Демидовых в контексте заявленной проблемы. Президент Академии художеств и директор Императорской публичной библиотеки граф А. С. Строганов приобрел для своей коллекции «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» Аньоло Бронзино. С именем владельца нижнетагильских заводов Н. Н. Демидова, российского посланника в герцогстве Тосканском (Флоренция), связывают включение в его коллекцию Мадонны Рафаэля. В исследовании анализируются материалы монографии Грабаря, а также результаты собственного научного поиска, дан развернутый раздел по атрибуции демидовской Мадонны. Авторы статьи доказывают, что образы Мадонны в произведениях из коллекций Демидова и Строганова концентрируют в себе высокие достижения Ренессанса и маньеризма. Используются культурологические и искусствоведческие методы анализа, например, с использованием работы «Мадонна Дони» Микеланджело. Приобретение и перемещение в Россию двух уникальных воплощений «Святого семейства» обогатили историко-культурное пространство не только самих владельцев и их окружения, но затем и широких социальных кругов, включая студенческую молодежь, став неотъемлемой частью современной музейно-выставочной деятельности. Примером тому служит выставка «Мадонна Рафаэля из Нижнего Тагила», на которой демонстрировались три работы из собрания уральских промышленников и меценатов Демидовых в Зале искусств Южно-Уральского государственного университета. Установлено, что эта академическая выставка выполняла ответственную задачу по комплексному формированию культурной идентичности студенчества во взаимодействии ее регионального, национального и наднационального (мирового) аспектовru_RU
enen
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
sociocultural spaceen
regionalen
national and universal identityen
Stroganovsen
Demidovsen
Raphael Santien
Agnolo Bronzinoen
Michele Tosinien
South Ural State University Hall of Artsen
социокультурное пространствоru_RU
культурная идентичностьru_RU
Строгановыru_RU
Демидовыru_RU
Рафаэль Сантиru_RU
Аньоло Бронзиноru_RU
Микеле Тозиниru_RU
музейно-выставочная деятельностьru_RU
Зал искусств Южно-Уральского государственного университетаru_RU
“Madonna of Demidovs” and “Madonna of Stroganovs”: to the Question of the Sociocultural Space Formingen
«Мадонна Демидовых» и «Мадонна Строгановых»: к вопросу об истоках формирования социокультурного пространстваru_RU
Journal Articleen
Parfentieva, Natalia V.: South Ural State University 76 Lenin, Chelyabinsk, 454080, Russia; parfentevnp@susu.ruen
Parfentiev, Nikolai P.: South Ural State University 76 Lenin, Chelyabinsk, 454080, Russia; parfentevnp@susu.ruen
Voroshin, Semen D.: South Ural State University 76 Lenin, Chelyabinsk, 454080, Russiaen
Парфентьева, Н. В.: Южно-Уральский государственный университет Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 76ru_RU
Парфентьев, Н. П.: Южно-Уральский государственный университет Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 76ru_RU
Ворошин, С. Д.: Южно-Уральский государственный университет Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 76ru_RU
1216–1239ru_RU
17516/1997–1370–0449
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences;2019 12 (7)en


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию