Социалистический реализм в творчестве художников объединения «Четыре искусства»
Автор:
Середкина, Н. Н.
Seredkina, Natalya N.
Дата:
2025-02Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2025 18(2). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2025 18(2)Аннотация:
Статья посвящена анализу деятельности художественного объединения
«Четыре искусства» и выявлению его стратегии включения искусства в общий контекст
культурного строительства в начальный советский период 1920-х гг. Исследование
включает в себя анализ ряда документов, регламентирующих деятельность
представителей данного художественного объединения, а также творчества
одного из ведущих его скульпторов – А. Т. Матвеева. Осуществлен философско-
искусствоведческий анализ одного из репрезентативных его произведений –
скульптурной композиции «Октябрь», выполненной в 1927 г. в честь десятилетия
Октябрьской революции, знакового события в истории и культуре российского
государства. Определено, что деятельность членов объединения была ориентирована
на включение искусства в общую политику построения социалистической культуры
российского общества. Данная деятельность была документально закреплена
и предполагала реализацию достаточно широкого спектра видов работ, каждый
из которых был направлен на развитие и актуализацию российского изобразительного
искусства как одного из важнейших механизмов трансформации культурной
идентичности советского общества. Анализ творчества скульптора А. Т. Матвеева,
в том числе в составе членства художественного объединения «Четыре искусства»,
позволил выделить характерные особенности направленности творческой деятельности
мастеров данного объединения. Актуальной признается возможность развития своего
собственного уникального метода творческой работы, который в том числе применялся
каждым мастером в целях реализации, заявленной в манифестах членов общества
«Четыре искусства», практики поддержания культурной политики социалистического
строительства. Определено, что данное направление творческой деятельности членов
объединения расширило тематику их произведений, спектра художественных форм
и знаков, призванных воплощать новые ценности новой социалистической культуры The article is devoted to the analysis of the activities of the Four Arts art
association and the identification of their strategy for including art in the general context
of cultural construction in the early Soviet period of the 1920s. The study includes an
analysis of a number of documents regulating the activities of representatives of this
artistic association, as well as the work of one of its leading sculptors, A.T. Matveev. The
philosophical and art criticism analysis of one of his representative works is carried out –
the sculptural composition “October”, made in 1927 in honor of the decade of the October
Revolution, a landmark event in the history and culture of the Russian state. It is determined
that the activities of the members of the association were focused on the inclusion of art
in the general policy of building a socialist culture of Russian society. This activity was
documented and assumed the implementation of a fairly wide range of types of work, each of
which was aimed at the development and actualization of Russian fine art as one of the most
important mechanisms for the transformation of the cultural identity of Soviet society. The
analysis of the work of sculptor A.T. Matveev, including as part of the membership of the
art association “Four Arts”, allowed us to identify the characteristic features of the direction
of the creative activity of the masters of this association. The possibility of developing one’s
own unique method of creative work is recognized as relevant, which was also used by each
master in order to implement the practice of maintaining the cultural policy of socialist
construction, stated in the manifestos of the members of the art association “Four Arts”.
It is determined that this direction of creative activity of the members of the association
has expanded the subject of their works, the range of artistic forms and signs designed to
embody the new values of the new socialist culture
Коллекции:
Метаданные:
Показать полную информациюСвязанные материалы
Показаны похожие ресурсы по названию, автору или тематике.
-
Modern Theory of Visual Art: Regional Project
Zhukovskiy, Vladimir I.; Жуковский, В.И. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2014-08)The article defines the main notions of the modern visual art theory, studies the process of creating artistic appearance in the relation-dialogue between the recipient and the object-work, determines the role of an art ... -
Визуализация концепта «север» в изобразительном искусстве
Семенова, А.А.; Semyonova, Alexandra A.; Бралкова, А.В.; Bralkova, Anna V. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2011-04)In the given article the authors consider an interpretation of the theme of the North in classical and modern works of art. Theoretical part of the work presents an attempt to generalize the existing principals and approaches ... -
Материалы экспертного семинара «Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства»
Копцева, Н.П.; Koptseva, Natalya P. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2011-03)Представлены результаты экспертного семинара по проблеме формирования выпускника нового поколения в сфере культуры и искусства. Модератор семинара - Копцева Н.П. В качестве экспертов на семинаре выступают ведущие специалисты ... -
Искусство оформления массовых советских праздников (1918–1923 гг.)
Колесник, М. А.; Лещинская, Н. М.; Омелик, А. А.; Ермаков, Е. К.; Kolesnik, Maria A.; Leshchinskaia, Natalia M.; Omelik, Anna A.; Ermakov, Tikhon K. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University, 2023-11)Становление молодого советского государства требовало активных действий, направленных на утверждение новой системы ценностей. Велась активная пропагандистская деятельность, и одной из форм её реализации было проведение массовых ... -
Роль красноярского искусствоведческого образования в культурной жизни и образовательной сфере города Красноярска в конце XX – начале XXI вв.
Пименова, Н. Н.; Кистова, А. В.; Букова, М. И.; Pimenova, Natalya N.; Kistova, Anastasia V.; Bukova, Maria I. (Journal of Siberian Federal University. Сибирский федеральный университет, 2024-04)Материал призван проследить, как именно принципы, сложившиеся в подходе кафедры искусствоведения Красноярского государственного университета, сегодня – кафедры культурологии и искусствоведения Сибирского федерального ...