Показать сокращенную информацию
University 4.0: What Type of Thinking is Coming? (Part II)
Автор | Efimov, Valery S. | en |
Автор | Lapteva, Alla V. | en |
Автор | Ефимов, В. С. | ru_RU |
Автор | Лаптева, А. В. | ru_RU |
Дата внесения | 2024-10-23T10:32:30Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2024-10-23T10:32:30Z | |
Дата публикации | 2024-10 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/154132 | |
Аннотация | The study is framed by the concepts of 1) “university – cognitive institute” and 2) “generations of university”. Within different generations, the types of thinking (mindsets) that were generated and used in universities are considered (in pre-industrial society – scholastic, in industrial society – research, in post-industrial society – entrepreneurial). To characterize the mindset, a methodological scheme “object – manner – intention” is used: Thinking at the University 1.0: object – Divine order, its metaphysical foundations; manner – positing mental entities, constructing reasoning; intention – understanding authoritative texts and creating a consistent doctrine (a common field of meanings). Thinking in University 2.0: object – Nature (objects, processes, laws); manner – building models, creating ideal objects, mental experimentation, hypothesizing; intention – creating theories (ontologies of nature), setting tasks for observations and experiments, creating foundations for production technologies and projects (industrial civilization). Thinking in University 3.0: object – Activity (subjects, actions, technologies, environments, opportunities); manner – analyzing possibilities based on multi-subject models, planning of innovations; focusing on entrepreneurial schemes that configure the participants, creating the basis for new social and production practices. Thinking in University 4.0: object – The world of thinking and practices (subjects, principles, norms, foundations and boundaries of various thoughts and practices); manner – methodological reflection, positing and transforming the foundations of thoughts and practices; focusing on projects and technologies for collective and hybrid intelligences (cognitive civilization), new ways and means of thinking, social relations and institutions, new socio-anthropological experience. The hypothesis that university of the future (cognitive civilization) will cultivate methodological thinking (“thinking about thinking”), and that its target will be in generating collective and hybrid (with AI participation) intelligence, as well as in developing compliant technologies for their work is substantiated. It will generate a new agenda for the society and create plans and precedents for new practices. Part II of the article presents the characteristics of the types of thinking that will be generated and reproduced by second, third and fourth generation universities | en |
Аннотация | Теоретической базой исследования являются концепты 1) «уни- верситет – когнитивный институт» и 2) «поколение университетов». Рассмотрены особенности типов мышления, которые рождались и воспроизводились в университетах разных поколений (университет в доиндустриальном обществе – схоластический, в индустриальном – исследовательский, в постиндустриальном – предпринимательский). Для характеристики типов мышления используется методологическая схема: «предмет – способ – направленность (интенция) мышления». Мышление в Университете 1.0: предметность – Божественный порядок, его метафизические основания; способ – полагание мысленных сущностей, построение рассуждений; направленность – понимание авторитетных текстов и создание непротиворечивого учения (общего поля смыслов). Мышление в Университете 2.0: предметность – Природа (объекты, процессы, законы); способ – построение моделей, создание идеальных объектов, мысленное экспериментирование, выдвижение гипотез; направленность – создание теорий (онтологии природы), постановка задач для наблюдений и экспериментов, создание оснований для производственных технологий и конструкций (базиса индустриальной цивилизации). Мышление в Университете 3.0: предметность – Мир деятельности (субъекты, активности, технологии, среды, возможности); способ – анализ возможностей на основе полипредметных моделей, замысливание инноваций; направленность – создание предпринимательских схем, конфигурирующих деятельность участников инновации, создание оснований для новых социально-производственных практик. Мышление в Университете 4.0: предметность – Мир мышления и практик (субъекты, принципы, нормы, основания и границы различных мышлений и практик); способ – методологическая рефлексия, полагание и преобразование оснований мышлений и практик; направленность – создание конструкций и технологий работы коллективных и гибридных интеллектов (базиса когнитивной цивилизации), новых способов и средств мышления, социальных отношений и институтов, новых социально- антропологических практик. Обосновывается гипотеза: университет будущего (когнитивной цивилизации) будет культивировать методологическое мышление («мышление о мышлении»), его ключевой задачей будет формирование коллективных и гибридных (с участием AI) интеллектов, разработка технологий их работы. Он будет обеспечивать генерацию новой повестки для общества, создание замыслов и прецедентов новых практик. Часть II статьи представляет характеристики типов мышления, которые будут порождаться и воспроизводиться университетами второго, третьего и четвертого поколений | ru_RU |
Язык | en | en |
Издатель | Journal of Siberian Federal University. Сибирский федеральный университет | en |
Тема | Future University | en |
Тема | generations of university | en |
Тема | University 4.0 | en |
Тема | cognitive institution | en |
Тема | methodological thinking | en |
Тема | cognitive civilization | en |
Тема | Университет будущего | ru_RU |
Тема | поколения университетов | ru_RU |
Тема | Университет 4.0 | ru_RU |
Тема | когнитивный институт | ru_RU |
Тема | методологическое мышление | ru_RU |
Тема | когнитивная цивилизация | ru_RU |
Название | University 4.0: What Type of Thinking is Coming? (Part II) | en |
Альтернативное название | Университет 4.0: какое мышление будет культивироваться в будущем? (Часть II) | ru_RU |
Тип | Journal Article | en |
Контакты автора | Efimov, Valery S.: Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation | en |
Контакты автора | Lapteva, Alla V.: Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation; avlapteva@yandex.ru | en |
Контакты автора | Ефимов, В. С.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск | ru_RU |
Контакты автора | Лаптева, А. В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск | ru_RU |
Страницы | 1961–1969 | ru_RU |
Журнал | Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(10). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(10) | en |
EDN | XNMOVM |