Церковно-общественная деятельность как результат взаимодействия системы образования и Церкви при обращении к религиозной культуре в современной школе (на материале Красноярского края)
Автор:
Бардаков, А.В.
Bardakov, Andrei V.
Дата:
2024-10Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(10). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(10)Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению церковно-общественной деятельности,
являющейся результатом встречного движения и взаимодействия системы образования
и Русской православной церкви на уровнях общего образования. Регионом для анализа
выступает Красноярский край. Исследование продолжает дискуссию об актуальности
и необходимости обращения к религиозным культурам в современном образовательном
процессе и связанному с этим взаимодействию системы образования с религиозными
организациями традиционных конфессий России. В результате анализа церковно-
общественной деятельности в области образования выделены ее основные направления,
проблемы и перспективы. Данная деятельность связана в основном с реализацией
предметов духовно-нравственной направленности, организацией воспитательной
работы и практиками в рамках светской школы, обращением к ценностям, смыслам,
ресурсам религиозных культур. Церковно-общественная деятельность по форме
и содержанию организуется в соответствии со светским характером образования,
лишена миссионерских интенций, строится на культурологическом подходе, учитывает
специфику духовно-нравственного воспитания. Рассматриваемая деятельность
на территории исследуемого региона заметно развивается, результатом чего
становятся методические рекомендации, современные уникальные культурно-
просветительские медиаресурсы, содержательные и масштабные региональные
конференции, улучшение условий преподавания предметов духовно-нравственной
направленности. Исследование показывает социокультурную значимость церковно-
общественной деятельности, прямое и косвенное ее влияние на формирование
культуры региона. Делается обоснованный вывод о возможности более интенсивного
развития взаимодействия системы образования и Русской православной церкви
в условиях современных социокультурных трансформаций, действующей нормативно-
правовой базы и задач, определенных в стратегических документах страны.
Результаты исследования могут быть востребованы при выстраивании коммуникаций представителей системы образования с религиозными организациями традиционных
конфессий, в частности с различными институциями Русской православной церкви The article considers the Church- public activity resulting from the counter
movement and interaction of the educational system and the Russian Orthodox Church at
the levels of general education. Krasnoyarsk region is analyzed for that matter. The study
continues the discussion about the relevance and necessity of addressing religious cultures in
the contemporary educational process and the related interaction of the educational system
with religious organizations of Russian traditional faiths. Resulting from the aforementioned
analysis, main directions, problems and prospects of Church-public activity are highlighted.
This activity is mainly associated with the implementation of subjects of a spiritual and
moral orientation, the organization of educational work and practices within the framework
of a secular school, addressing the values, meanings, and resources of religious cultures.
The study also notes that Church- public activity in form and content are organized in
accordance with the secular nature of education, are devoid of missionary intentions due
to a cultural approach, and takes into account the specifics of spiritual and moral education.
The considered activity studied in Krasnoyarsk region is developing noticeably, resulting in
methodological recommendations, modern unique cultural and educational media resources,
meaningful and large-scale regional conferences, all of which are improving the conditions
for teaching subjects of spiritual and moral orientation. The study shows the sociocultural
significance of Church-public activity, its direct and indirect influence on the formation
of the culture in the region. As a result, it is reasonably concluded that more intensive
development of interaction between the educational system and the Russian Orthodox
Church is possible in the conditions of modern sociocultural transformations, the current
regulatory framework and the tasks defined in the country’s strategic documents. The results
of the study may be demanded for building communications between representatives of
the educational system and religious organizations of traditional faiths, in particular with
various institutions of the Russian Orthodox Church
Коллекции:
Метаданные:
Показать полную информациюСвязанные материалы
Показаны похожие ресурсы по названию, автору или тематике.
-
Материалы экспертного семинара «Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства»
Копцева, Н.П.; Koptseva, Natalya P. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2011-03)Представлены результаты экспертного семинара по проблеме формирования выпускника нового поколения в сфере культуры и искусства. Модератор семинара - Копцева Н.П. В качестве экспертов на семинаре выступают ведущие специалисты ... -
Система культуры Красноярского края: основные субъекты и культурные ценности
Копцева, Н.П.; Koptzeva, Natalia P.; Бахова, Н.А.; Bachova, Natalia A. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2010-06)Статья посвящена исследованию системы культуры Красноярского края, адекватному современной социальной реальности, с целью создания эффективной модели управления человеческим капиталом, дающей возможность формировать ... -
Социокультурное исследование досуговых потребностей и предпочтений людей с ограниченными возможностями, проживающими в городе Красноярске
Копцева, Н.П.; Koptseva, Natalia P.; Бахова, Н.А.; Bakhova, Natalia A.; Замараева, Ю.С.; Zamaraeva, Julia S. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2012-03)This article focuses on monitoring and analysis of contemporary cultural needs of people with disabilities living in the city of Krasnoyarsk with the purpose to identify the system of cultural values and to form current ... -
Phenomenon of the Cultural Policy Influence on the Urban Environment Formation in Modern Humanitarian Studies
Luzan, Vladimir S.; Лузан, В.С. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University, 2016-06)In the course of globalization processes the theory and practice of socio-economic relations in modern world shows that cities will play a key role in the development of state and interstate associations in present and ... -
Социокультурное исследование культурных потребностей жителей города Красноярска
Копцева, Н.П.; Koptseva, Natalya P.; Замараева, Ю.С.; Zamaraeva, Julia S.; Сертакова, Е.А.; Sertakova, Ekaterina A. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2011-11)The article is devoted to the analysis of the results of the sociocultural research of the modern cultural requirements and leisure time of the residents of the Krasnoyarsk city, that took place in the regional centre ...