Живопись XIX века в журнале «Вестник изящных искусств»
Автор:
Омелик, А.А.
Сергеева, Н.А.
Ермаков, Т. К.
Omelik, Anna A.
Sergeeva, Natalia A.
Ermakov, Tikhon K.
Дата:
2024-08Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(8). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(8)Аннотация:
В данной статье был проведен анализ двух статей, посвященных живописи
XIX века, опубликованных в периодическом издании «Вестник изящных искусств»,
издаваемом при Императорской Академии художеств, в период с 1897 по 1890 год. Для
анализа были выбраны обширная статья М. П. Соловьева «Живопись XIX столетия»,
которая была опубликована по частям в 1889 и 1890 годах, и статья «Живопись
Штернберга» В. В. Стасова, опубликованная в 1887 году. Выбор статей для анализа
позволил провести исследование разных методологических подходов авторов.
М. П. Соловьев сосредоточил внимание на развитии живописи XIX века через призму
общественных и социально-политических процессов. При этом скрупулезность
подхода автора позволила подробно описать творчество большого количества
художников XIX века, опираясь на локальность, нарративы, сюжеты, художественные
приемы и академические традиции. В результате исследования удалось установить
методологические и концептуальные рамки исследовательского подхода Соловьева,
а также дать краткий анализ основных тенденций и нарративов живописи XIX века
во Франции, Германии и Бельгии. Ценность статьи В. В. Стасова об искусстве живописи
XIX века заключается в анализе периодических изданий, писем, воспоминаний
современников. Критик, с одной стороны, дает художественную характеристику
творчества В. И. Штернберга, с другой стороны, раскрывает его ценность в качестве
источника информации, которую художник излагал в своих письмах о жизни и быте
отечественных деятелей искусства. Методом исследования выступает качественный
контент-анализ, историографический анализ, а также методологический подход
к исследованию периодических изданий This article analyzed two articles on 19th-century painting, published in the
periodical “Bulletin of Fine Arts”, published by the Imperial Academy of Arts, in the
period from 1897 to 1890. An article by M. P. Solovyov “Painting of the 19th Century”
published in parts in 1889 and 1890 was selected for analysis and the article “Sternberg’s
Painting” by V. V. Stasov published in 1887. The selection of articles for analysis allowed
us to explore the different methodological approaches of the authors. M. P. Solovyov
focused on the development of 19th-century painting through the prism of social and
socio-political processes. At the same time, the scrupulous approach of the author made it
possible to describe in detail the work of many artists of the 19th century, relying on locality,
narratives, plots, artistic techniques and academic traditions. As a result of the study, it
was possible to establish the methodological and conceptual framework of Solovyov’s
research approach, as well as provide a brief analysis of the main trends and narratives of
19th century painting in France, Germany, and Belgium. The value of V. V. Stasov’s article
on the art of painting of the 19th century lies in the analysis of periodicals, letters, and
memoirs of contemporaries. The critic, on the one hand, gives an artistic description of
the work of V. I. Sternberg, on the other hand, reveals its value as a source of information
that the artist presented in his letters about the life and everyday life of domestic artists.
The research method is qualitative content analysis, historiographical analysis, as well as
a methodological approach to the study of periodicals
Коллекции:
Метаданные:
Показать полную информациюСвязанные материалы
Показаны похожие ресурсы по названию, автору или тематике.
-
Modern Theory of Visual Art: Regional Project
Zhukovskiy, Vladimir I.; Жуковский, В.И. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2014-08)The article defines the main notions of the modern visual art theory, studies the process of creating artistic appearance in the relation-dialogue between the recipient and the object-work, determines the role of an art ... -
Визуализация концепта «север» в изобразительном искусстве
Семенова, А.А.; Semyonova, Alexandra A.; Бралкова, А.В.; Bralkova, Anna V. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2011-04)In the given article the authors consider an interpretation of the theme of the North in classical and modern works of art. Theoretical part of the work presents an attempt to generalize the existing principals and approaches ... -
Материалы экспертного семинара «Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства»
Копцева, Н.П.; Koptseva, Natalya P. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2011-03)Представлены результаты экспертного семинара по проблеме формирования выпускника нового поколения в сфере культуры и искусства. Модератор семинара - Копцева Н.П. В качестве экспертов на семинаре выступают ведущие специалисты ... -
Искусство оформления массовых советских праздников (1918–1923 гг.)
Колесник, М. А.; Лещинская, Н. М.; Омелик, А. А.; Ермаков, Е. К.; Kolesnik, Maria A.; Leshchinskaia, Natalia M.; Omelik, Anna A.; Ermakov, Tikhon K. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University, 2023-11)Становление молодого советского государства требовало активных действий, направленных на утверждение новой системы ценностей. Велась активная пропагандистская деятельность, и одной из форм её реализации было проведение массовых ... -
Роль красноярского искусствоведческого образования в культурной жизни и образовательной сфере города Красноярска в конце XX – начале XXI вв.
Пименова, Н. Н.; Кистова, А. В.; Букова, М. И.; Pimenova, Natalya N.; Kistova, Anastasia V.; Bukova, Maria I. (Journal of Siberian Federal University. Сибирский федеральный университет, 2024-04)Материал призван проследить, как именно принципы, сложившиеся в подходе кафедры искусствоведения Красноярского государственного университета, сегодня – кафедры культурологии и искусствоведения Сибирского федерального ...