Формально- стилистический метод как основа интерпретации произведений живописи (на примере творческого наследия народного художника России А. М. Знака)
EDN:
JZNDXEURI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/153220Автор:
Москалюк, М. В.
Moskalyuk, Marina V.
Дата:
2024-07Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(7). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(7)Аннотация:
В данном исследовании на основе формально-стилистического метода
проведен анализ и интерпретация живописных произведений народного художника
России, члена-корреспондента Российской академии художеств, профессора Анатолия
Марковича Знака («Нежность», 1997. «Майский натюрморт», 1998. «Весенний
пейзаж», 1997). Задача исследования – эмпирическим путем выявить современные
возможности формально- стилистического анализа и проблемы дальнейшего
развития данного метода в контекстах междисциплинарности гуманитарного знания.
Актуализация данного направления исследования связана с тем, что в современных
интерпретационных практиках искусствоведы зачастую уходят от конкретного
художественного текста, от профессионального языка мастера, приемы формального
построения произведения остаются на периферии научного знания. В исследовании
подчеркивается, что фундаментальной основой, ядром искусствоведческой науки,
как предыдущих этапов, так и современности, является выявление художественной
ценности/антиценности, многослойная интерпретация, которая невозможна без
анализа всех формальных составляющих художественного языка.
Кратко рассмотрена история возникновения и сложения формально-стилистического
метода и процессы его трансформации на протяжении более чем столетнего развития.
Красной нитью через исследование проходит тезис, что сам научный метод никогда
не может быть догмой, а постоянно обогащается в процессе общения с произведением
искусства, зависит от поставленных целей, от опыта и индивидуальных качеств
исследователя. После проведенного искусствоведческого анализа произведений
А. М. Знака делается вывод о том, что значимость формально- стилистического
метода при анализе произведения искусства для искусствоведческой науки остается
незыблемой. Только на основе художественного текста самого произведения
можно далее расширять направления интерпретации, углублять содержательные
моменты. И в данном процессе весьма актуально использование методологического
инструментария других областей гуманитарного знания There is an analysis and interpretation of the paintings of Anatoly M. Znak
(the People’s Artist of Russia, corresponding member of the Russian Academy of Arts
and Professor) based on the formal stylistic method in this study. The objective of the
study is to empirically identify the modern possibilities of formal stylistic analysis and
the problems of further development of this method in the context of interdisciplinarity
of humanities. The thematic justification of this research’s area lies in modern interpretive
practices when art historians move away from a specific artistic text so the methods of
formal construction of a work remain on the periphery of scientific knowledge. The study
emphasizes that the identification of artistic value is a multi-layered interpretation, which
is impossible without an analysis of all the formal components of the artistic language.
There is the history of the emergence and development of the formal stylistic method
and the processes of its transformation over more than a century of development briefly
examined. This scientific method is constantly enriched in the process of communication
with works of art and depends on the goals set, on the experience and individual qualities
of the researcher. The art historical analysis of the A. M. Znak’s paintings concludes that
the significance of the formal-stylistic method is important in the analysis of art works.
The directions of interpretation and deepen the meaningful points could be further expand
on the basis of the artistic text of work art due to the use of methodological tools from
other areas of humanities