Агент-ориентированный подход к обоснованию государственной пространственной политики
Автор:
Новикова, Т. С.
Цыплаков, А.А.
Novikova, Tatyana S.
Tsyplakov, Aleksandr A.
Дата:
2024-03Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(3). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(3)Аннотация:
Преодоление социального неравенства, особенно остро проявляющегося
в России в форме пространственной дифференциации доходов, соответствует целям
устойчивого развития и становится ключевым приоритетом государственной политики.
Для решения этой проблемы мы предлагаем расширенную агент-ориентированную
модель с взаимосвязанными пространственными функциями общественного
благосостояния. Эти функции формально учитывают социальное неравенство
и дополняют чисто экономические результаты принимаемых решений. При этом
основные решения принимаются домашними хозяйствами и фирмами с разными
пространственными координатами на микроэкономическом уровне, но в рамках
инструментов политики, формируемых государством на макро- и мезоэкономическом
уровне. Объемы и структура налогов, социальных и межбюджетных трансфертов
рассматриваются как инструменты оптимизации пространственной социальной
политики. Дополнительными инструментами структурного анализа последствий
на национальном, региональном и зональном уровнях являются таблицы «затраты-
выпуск». Подход апробирован на примере прогнозирования экономики России
в разрезе 614 агентов, 3 укрупненных регионов, 6 отраслей в рамках трех сценариев:
инерционном, основном и оптимистическом. Результаты свидетельствуют
о возможности существенных позитивных сдвигов в уровне социального неравенства
и благосостояния различных территориальных образований Modern changes in public policy priorities have radically changed in accordance
with the goals of sustainable development, reducing social inequality, and for Russia spatial
differentiation in the levels of welfare in particular. To address this problem, we propose
an extended agent-based model with interrelated spatial functions of social welfare. These
functions formally take into account social inequality and complement the purely economic
results. In the model used, the main decisions are made by spatially localized households and
firms at the microeconomic level, but within the framework of policy instruments formed
by the government at the macro- and meso-economic level. The volumes and structures
of taxes, social and interbudgetary transfers are considered as instruments for optimizing
the spatial social policy. Additional tools of structural analysis of the consequences at the
national, regional and zonal levels are input-output tables. The approach was tested using
the example of forecasting the Russian economy in the context of 614 agents, 3 enlarged
regions, 6 industries within three scenarios: inertial, basic and optimistic. The results show
the possibility of significant positive changes in the social inequality and well- being of
various territorial entities