Особенности управления приводными модулями с изменяемым передаточным числом для экстремальных условий применения мобильных робототехнических комплексов
Автор:
Григорьев, П. С.
Лошицкий, П. А.
Мисбаков, Д. А.
Гук, М. Ю.
Трутс, А. А.
Grigorev, Pavel S.
Loshitskiy, Petr A.
Misbakov, Dmitriy A.
Guk, Mikhail Yu.
Truts, Aleksandr A.
Дата:
2024-02Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(1). Journal of Siberian Federal University. Engineering & Technologies. 2024 17(1)Аннотация:
В настоящей работе рассмотрены особенности управления приводными модулями
мобильных робототехнических комплексов в отдельных режимах движения. Современные
требования к массе и габаритам мобильных робототехнических комплексов, а также ограниченная
мощность источников энергии на их борту создают препятствия для повышения тяговых
характеристик приводных модулей. В качестве способа увеличения момента приводных модулей
при сохранении мощности приводных двигателей принято изменение передаточного числа
механической передачи. Статья отражает результаты проектирования приводных модулей
с изменяемым передаточным числом, предназначенных для применения в составе шасси
мобильных робототехнических комплексов. Приведены сведения о конструкции приводных
модулей. В ходе исследования составлено математическое описание работы приводных модулей
для отдельных режимов движения мобильных робототехнических комплексов. Из расчёта режима
удержания в неподвижном состоянии на уклоне следует, что оптимальным решением является
применение «пониженной» передачи редуктора при номинальном моменте приводного двигателя.
По результатам расчёта предельного случая торможения на уклоне сформулированы требования
к ограничению максимального момента приводных модулей, которые должны быть реализованы
системой управления. Представлено математическое описание блоков, учитывающих нелинейные
свойства компонентов приводных модулей. В результате работы определены критерии для
построения корректной имитационной модели. Также описаны функции и компоненты системы
управления приводным модулем. Сформулированы предложения по оснащению мобильных
робототехнических комплексов сенсорами и системой сброса тормозной энергии для реализации
функционала приводных модулей This paper examines the features of mobile robotic systems drive modules control in separate
motion modes. Modern requirements for mobile robotic systems such as weight and dimensions also
the limited power of energy sources on the board create some obstacles to increasing the traction
characteristics of drive modules. The mechanical transmission gear ratio changing was chosen as the
method of increasing of the drive modules torque while maintaining the drive motors power. The article
reflects the development results of the drive modules with variable gear ratios intended for use as part
of the mobile robotic systems chassis. The paper provides information on the drive modules design. In
the course of the work, a mathematical description of the drive modules operation for separate motion
modes of mobile robotic systems was compiled. From the calculation of holding the mobile robotic
system in a stationary state on a slope, it follows that the “reduced” gear at the drive motor rated torque
is optimal mode. Based on the “braking on a slope” extreme case calculation results limitations for
the drive modules performance were formulated. The requirements for limiting the drive modules
maximum torque must be implemented by the control system. A mathematical description of blocks that
take into account the nonlinear properties of drive module components is presented. As a result of the
work, criteria for building a correct simulation model were drawn up. The functions and components
of the drive module control system are also described. Proposals have been formulated for equipping
mobile robotic systems with sensors and a brake energy release system to implement the functionality
of drive modules