Репрезентация жизни детей в повести В.П. Астафьева «Последний поклон»
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/143995Автор:
Викторова, Наталия Григорьевна
Научный руководитель:
Башкова, Ирина Венадьевна
Коллективный автор:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка и речевой коммуникации
Дата:
2021Библиографическое описание:
Викторова, Наталия Григорьевна. Репрезентация жизни детей в повести В.П. Астафьева «Последний поклон» [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 45.03.01 / Н. Г. Викторова. — Красноярск : СФУ, 2021.Специальность выпускной работы:
45.03.01 ФилологияОбразовательная программа выпускной работы:
45.03.01.01 Отечественная филология:русский язык и литератураУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
БакалаврАннотация:
Выпускная квалификационная работа представлена в объеме 84 страниц, включает в себя 3 приложения, а также список использованной литературы, состоящий из 80 источников.
Цель: с позиций лексической семантики и семантического синтаксиса проанализировать то, как представлена жизнь детей в повести В. П. Астафьева «Последний поклон».
Задачи:1) составить словарь детства по материалам повести «Последний поклон»; 2) выявить типы событий и пропозиций, входящих в ситуации, которые репрезентируют детство в повести «Последний поклон»; 3) сделать анализ того, как в «Последнем поклоне» охарактеризованы события, в которых участвуют дети, то есть проанализировать соответствующие пропозиции характеризации; 4) составить словарь связанного с детством фольклорного пласта повести «Последний поклон».
Актуальность данной выпускной квалификационной работы определяется её включённостью в антропоцентрическую парадигму современного языкознания и необходимостью исследования языка одного из самых популярных писателей XX века Виктора Петровича Астафьева. Многие аспекты творчества Астафьева до сих пор недостаточно изучены с лингвистических позиций.
Основные выводы и результаты исследования:
1. В «Последнем поклоне» многие страницы посвящены игре. Особенно подробно в повести показана игра в лапту. 2. В повести «Последний поклон» при описании игры в лапту присутствуют все типы событийных пропозиций, и относятся они ко всем сферам жизни человека. Самые частотные: пропозиции физического действия, физического движения и социального действия. 3. Игра в «Последнем поклоне» охарактеризована с помощью метафоры «предисловие к жизни», потому что игра закаляет тело и характер. Игра в данном произведении – это объект воспоминаний, делибератив. 4. Словарь детства, составленный по тексту «Последнего поклона», включает в себя список трудовых действий, которые совершают дети. Словарь игры в лапту, содержит сведения о названиях участников игры в лапту и инструментов, используемых в ней.
5. Для идиолексикона Астафьева характерно использование материалов устного народного творчества: пословиц, поговорок, примет, прибауток, устойчивых выражений и др.
Перспективы дальнейшего исследования: изучение идиостиля В.П. Астафьева на основе анализа способов репрезентации событийных и логических пропозиций, связанных, помимо детства, с другими темами художественных произведений писателя.