Показать сокращенную информацию
Methods of Conflict Study in the System of Education
Автор | Ростовцева, Марина Викторовна | |
Автор | Машанов, Александр Александрович | |
Дата внесения | 2021-08-13T09:30:00Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2021-08-13T09:30:00Z | |
Дата публикации | 2020-02 | |
Библиографическое описание | Ростовцева, Марина Викторовна. Methods of Conflict Study in the System of Education [Текст] / Марина Викторовна Ростовцева, Александр Александрович Машанов // Журнал Сибирского федерального университета: Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 13 (№ 2). — С. 208-218 | |
URI (для ссылок/цитирований) | http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/134952/07_Rostovtseva.pdf;jsessionid=43AD68DC3284842D21D35636CC63FE4B?sequence=1 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/142351 | |
Аннотация | Аннотация. В статье поднимается проблема построения методологии исследования конфликтов в системе образования. Дается определение конфликта как процесса, который актуализирует нарушения субъектами взаимодействия установленных норм, правил, законов, требований конкретной социальной среды. Подчеркивается, что на сегодняшний день существуют два основных методологических подхода к исследованию конфликтов: деятельностный и личностно-ориентированный. Деятельностная парадигма рассматривает конфликт с точки зрения движения и развития субъектов взаимодействия и социальной среды. Личностно-ориентированный подход делает акцент на значимости личностных особенностей взаимодействующих сторон для разрешения конфликтной ситуации. Авторы предлагают комплексный подход, основанный на симбиозе личностноориентированной и деятельностной парадигмы, позволяющий учитывать в процессе развертывания и разрешения конфликтов основные личностные факторы субъектов на каждом из этапов конфликтной ситуации: характерологические особенности, самооценку и интеллект, а также стратегии поведения. Проведено пилотажное эмпирическое исследование среди учащихся Сибирского федерального университета с целью диагностики ведущих личностных характеристик индивида, которые выступают центральным звеном конфликта независимо от его этапа, и определения их связи с уровнем конфликтности личности. Полученные данные позволили сделать предварительные выводы о том, что низкий уровень конфликтности связан с такими качествами, как: высокий интеллект, способность к нестандартному мышлению, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и своих возможностях. Высокий уровень конфликтности обусловлен неумением или нежеланием обучающегося понимать и принимать индивидуальность других людей, неумением прощать другому его ошибки, низким интеллектом, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью. Выявленные взаимосвязи подтвердили эффективность использования комплексного подхода к исследованию конфликтов, а также теоретическое предположение о взаимовлиянии индивидуально-психологических особенностей и уровня конфликтности личности. Результаты исследования позволят изучать механизмы конфликтного поведения субъектов образования, учитывая их индивидуально-психологические особенности на каждом этапе развертывания конфликтной ситуации, а значит, управлять конфликтами в условиях образовательной системы. | |
Тема | конфликт | |
Тема | система образования | |
Тема | методология исследования | |
Тема | противоречие | |
Тема | деятельностный подход | |
Тема | личностные особенности | |
Тема | стратегии | |
Тема | поведения | |
Тема | самооценка | |
Название | Methods of Conflict Study in the System of Education | |
Тип | Journal Article | |
Тип | Journal Article Preprint | |
Страницы | 208-218 | |
Дата обновления | 2021-08-13T09:30:00Z | |
DOI | 10.17516/1997-1370-0552 | |
Институт | Институт педагогики, психологии и социологии | |
Подразделение | Кафедра современных образовательных технологий | |
Журнал | Журнал Сибирского федерального университета | |
Квартиль журнала в Scopus | Q3 |