Показать сокращенную информацию

Рогочая, Г. П.ru_RU
Улько, Е. В.ru_RU
Rogochaya, Galina P.en
Ulko, Elena V.en
2021-03-30T04:51:16Z
2021-03-30T04:51:16Z
2021-03
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/139954
В статье представлены результаты социально-психологического исследования установок студенческой молодежи на урегулирование конфликтов с участием посредников. Под данными установками мы понимаем системное образование готовности личности к участию в конфликтном взаимодействии, включающее представление о возможных путях урегулирования конфликтов, отношение и оценку данных способов, а также готовность их реализовывать в определенных конфликтных ситуациях с участием различных категорий посредников (в том числе медиаторов). Выборка исследования: 159 студентов вузов (77 из Дагестана и 82 из Краснодарского края). Методы сбора эмпирических данных: опросник «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной); интервью; анкета для выявления содержания компонентов установки на урегулирование конфликта с участием посредников; список качеств личности посредника (медиатора) для ранжирования. Методы статистической обработки: описательная статистика, метод сравнения (t-критерий Стьюдента). Обнаружены содержательные различия когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов установок на урегулирование конфликтов респондентов сравниваемых групп. Для краснодарских студентов характерна большая склонность к диалоговым способам поведения в конфликте, направленность на индивидуальные усилия по урегулированию ситуации, низкий уровень ориентированности на социальный контекст, отсутствие представлений о культурных традициях посредничества, готовность обращения к профессиональным посредникам. Для студентов из Дагестана характерна высокая информированность о традиционных практиках посредничества в конфликторазрешении. Высока роль социально значимого окружения, ориентированность на социальные статус и репутационную позицию посредника в сообществе, невысокая готовность обращения к профессиональным посредникам. Выявлены культурно обусловленные предпочтения обращения к разным типам посредников в связи с характером конфликтов. Определена специфика ожиданий студенческой молодежи Дагестана и Краснодарского края относительно личности посредника (медиатора), его психологических и профессиональных характеристик. Полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности посредников (медиаторов, психологов, юристов, педагогов и др.) для учета этнокультурной специфики участников конфликтов, при подготовке и обучении посредников, а также для организации и функционирования в вузах служб примирения (медиации), психологических службru_RU
The article presents the results of a socio-psychological study of students’ mindsets about mediated conflict resolution. By such mindsets, we understand a systematic development of personal readiness to conflict situations that involve the idea of a possible conflict resolution method, attitude and evaluation of such methods, as well as the readiness of implementing them in certain conflict situations with the help of different categories of intermediaries (including mediators). Empirical study sample: 159 university students (77 from Dagestan and 82 from the Krasnodar Region). Methods of empirical research: «The Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument (TKI)» (adaptation by N. V. Grishina); interview; questioning; list of personality traits of a mediator. Statistical methods: descriptive statistics, comparison method (Student’s t-test). The substantive differences in the cognitive, emotional and behavioural components of attitudes towards conflict resolution of the respondents of the compared groups were revealed. The Krasnodar Region students demonstrated the ability of independent conflict resolution, low importance of the social context, lack of understanding of the cultural mediation traditions, and a willingness to turn to professional mediators. Dagestani students are characterized by knowledge of traditional mediation practices and low readiness to turn to professional mediators. The role of the social environment and the social status of a mediator for them is high. The culturally determined preferences of different types of mediators in different conflict situations, the specificity of the students’ expectations of the mediator’s personality, his psychological and professional characteristics were revealed. The achieved results can be used to consider the ethnocultural properties of the conflict parties in the professional activities of mediators, their training and education. The research results can be also used for the organization and operation of mediation and psychological services at universitiesen
ruru_RU
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
конфликтru_RU
этнопсихология конфликтаru_RU
социальные установки личностиru_RU
установки молодежи на урегулирование конфликтовru_RU
медиацияru_RU
conflicten
ethnopsychology of conflicten
social attitudesen
attitudes of young people towards conflict resolutionen
mediationen
Сравнение установок на урегулирование конфликтов с участием медиатора студенческой молодежи Республики Дагестан и Краснодарского краяru_RU
Comparison of the Attitudes of Dagestani and the Krasnodar Region Students to Mediated Conflict Resolutionen
Journal Articleru_RU
Рогочая, Г. П.: Кубанский государственный университет Российская Федерация, Краснодарru_RU
Улько, Е. В.: Кубанский государственный университет Российская Федерация, Краснодарru_RU
Rogochaya, Galina P.: Kuban State University Krasnodar, Russian Federation; rogochayagp@rambler.ru; ORCID: 0000-0003-4775-2958en
Ulko, Elena V.: Kuban State University Krasnodar, Russian Federation; elulko@gmail.comen
363–374ru_RU
10.17516/1997–1370–0727
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2021 14(3)en


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию