Показать сокращенную информацию

Kiose, Maria I.en
Киосе, М.И.ru_RU
2020-03-28T07:19:37Z
2020-03-28T07:19:37Z
2020-03
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135162
The article discusses the role of the age factor in the readers’ comprehension of stylistically heterogeneous texts, here the text fragments containing figurative noun groups of salient and non-salient character. The salience effects on eye movement and default responses are studied in the oculographic experiment where the secondary school children had to read the sentences displaying figurativeness. The earlier detected statistically significant corpus salience indices of referential, linguistic and discourse parameters in figurativeness construal get verified experimentally. In accordance with the Graded Salience and Defaultness hypotheses I assumed that the interpretation of figurative noun groups of varied referential, linguistic and discourse salience will require different cognitive effort in terms of both eye movement reactions and default inferences. Several eye-tracking experiments with adult participants sufficed to prove the dependency, however, the results obtained with children did not support the Salience hypothesis in the part of visual perception. The eye movements of children facing figurative noun groups did not show steady correlation patterns with the salience effects of these groups, whereas the default interpretations correlated strongly with referential, linguistic, and discourse salience. The results show evidence in favor of Mixed-Effects Model of interpretationen
В работе устанавливается влияние фактора возраста читателя на понимание стилистически гетерогенного текста, в качестве которого рассматривается текст, содержащий фрагменты более и менее салиентных непрямых номинативных групп. В ходе окулографического эксперимента с участием детей среднего школьного возраста определяются глазодвигательные показатели и показатели распознавания референции номинативных групп, демонстрирующие зависимости от эффектов салиентности. Сами показатели салиентности в отношении референциальных, лингвистических и дискурсивных параметров предварительно выявляются в ходе корпусно-статистического анализа, а в данном исследовании их значимость для интерпретации получает экспериментальную верификацию. Согласно положениям концепций градуальной салиентности и интерпретации «к случаю, по умолчанию», ожидалось, что интерпретация непрямых номинативных групп с разной степенью проявления референциальной, лингвистической и дискурсивной салиентности потребует отличающихся показателей когнитивного напряжения, что обнаружится в изменениях глазодвигательных показателей и в успешности распознавания непрямых значений слов. Данные экспериментов с участием взрослых эту закономерность подтвердили, однако в отношении детей гипотеза градуальной салиентности получила лишь частичное подтверждение, так как изменения глазодвигательной активности не продемонстрировали значимых различий в случае более и менее салиентных групп. При чтении и распознавании контекстуальных значений непрямых номинативных групп не были обнаружены корреляции с проявлениями референциальных, лингвистических и дискурсивных параметров салиентности; в то же время устойчивые корреляции были обнаружены между проявлениями этих параметров и индексами успешного распознавания непрямых значений. Полученные результаты свидетельствуют в пользу реализации смешанной модели интерпретации гетерогенности в детской группе рассматриваемого возрастаru_RU
enen
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
stylistically heterogeneous textsen
readers’ comprehensionen
eye-tracking experimenten
secondary school childrenen
salienceen
eye movements and default responsesen
стилистически гетерогенные текстыru_RU
понимание читателяru_RU
окулографический экспериментru_RU
дети среднего школьного возрастаru_RU
салиентностьru_RU
глазодвигательные движения и распознавание значений «к случаю, по умолчанию»ru_RU
Age Factor and its Role in the Readers’ Comprehension of Stylistic Heterogeneity: Evidence from Eye Movements and Default Responsesen
Фактор возраста читателя и успешная интерпретация стилистической гетерогенности текста: окулографические и когнитивные показателиru_RU
Journal Articleen
Kiose, Maria I.: Center for Socio-сognitive Discourse Studies Moscow State Linguistic University Moscow, Russian Federation; maria_kiose@mail.ru; ORCID: 0000-0001-7215-0604en
Киосе, М.И.: Центр социокогнитивных исследований дискурса Московский государственный лингвистический университет Российская Федерация, Москваru_RU
394–406ru_RU
10.17516/1997-1370-0562
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences;2020 13 (3)en


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию