Речевой портрет В.А. Сухомлинского (лингво-аксиологический и лингвопрагматический аспекты)
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/125516Автор:
Коханов, Евгений Андреевич
Научный руководитель:
Фельде, Ольга Викторовна
Коллективный автор:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации
Дата:
2019Библиографическое описание:
Коханов, Евгений Андреевич. Речевой портрет В.А. Сухомлинского (лингво-аксиологический и лингвопрагматический аспекты) [Электронный ресурс] : магистерская диссертация : 45.04.01 / Е. А. Коханов. — Красноярск : СФУ, 2019.Специальность выпускной работы:
45.04.01 ФилологияОбразовательная программа выпускной работы:
45.04.01.01 Русский языкУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
МагистрАннотация:
Тема магистерской диссертации – «Речевой портрет В.А. Сухомлинского (лингво-аксиологический и лингвопрагматический аспекты)».
Цель: представить комплексное описание речевого портрета выдающегося педагога В.А. Сухомлинского с позиций коммуникативно-прагматической макропарадигмы.
Задачи:
1) представить теоретико-методологические основы речевого портретирования;
2) сопоставить понятия речевого портрета и образа автора;
3) выявить и проанализировать языковые средства экспликации оценки в индиви-дуальном дискурсе В.А. Сухомлинского;
4) выявить базовые речевые стратегии В.А. Сухомлинского и охарактеризовать тактики их выражения.
Практическая значимость: возможность применения результатов исследования в вузовской практике преподавания ряда дисциплин лингвистического профиля: лингвистической персонологии, стилистики, а также при разработке спецкурсов и проведении семинаров, посвященных актуальным проблемам лингвистической прагматики и лингвистической аксиологии.
Основные выводы и результаты исследования:
1. В первой Главе дано определение понятию речевой портрета. Речевой портрет представляет собой набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятель-ствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающе-го. Представлен сопоставительный анализ понятий «речевой портрет» и «образ автора».
2. Во второй Главе выявлены объекты и виды оценивания в индивидуальном дис-курсе В.А. Сухомлинского, а также проведен анализ языковых средств выражения оценки.
3. В ходе проведенного анализа языковых средств оценки в индивидуальном дис-курсе В.А. Сухомлинского были выявлены различные способы выражения оценки: сло-вообразовательные, морфологические, лексические, а также стилистические
4. В третьей Главе было установлено, что В.А. Сухомлинский в своих произведе-ниях чаще всего использует две коммуникативные стратегии – стратегия убеждения и по-буждения к действию, которые свойственны для публицистического стиля.
5. Реализованы эти стратегии в дискурсе В.А. Сухомлинского были при помощи следующих тактик: тактика объяснения, тактика иллюстрирования, тактика указания на перспективу, тактика совета, тактика призыва, тактика обоснованных оценок, тактика приведения статистических данных и др.
Перспективой дальнейшего исследования является анализ идеологем в творчестве В.А. Сухомлинского, а также исследование его индивидуальной языковой картины мира.
Коллекции:
- Магистерские диссертации [3976]