Показать сокращенную информацию

Кудашов, Вячеслав Иванович
Ростовцева, Марина Викторовна
Гончаревич, Наталья Алексеевна
Ковалевич, Игорь Анатольевич
Шайдурова, Ольга Валерьевна
2019-07-01T07:27:32Z
2019-07-01T07:27:32Z
2018
Кудашов, Вячеслав Иванович. УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ [Текст] / Вячеслав Иванович Кудашов, Марина Викторовна Ростовцева, Наталья Алексеевна Гончаревич, Игорь Анатольевич Ковалевич, Ольга Валерьевна Шайдурова // ВЕСТНИК НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. — 2018. — Т. 8 (№ 2). — С. 43-61
http://vestnik.nspu.ru/article/3006
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/110975
Текст статьи не публикуется в открытом доступе в соответствии с политикой журнала.
Проблема и цель. Условия обучения в вузе требуют от учащихся студентов чрезмерного напряжения, включают ряд психогенных факторов, усложняющих процессы адаптации, обучения, воспитания, развития. Это влечет за собой последствия, которые могут отразиться на качестве образовательного процесса и его результативности. Успешность преодоления этих трудностей во многом зависит от уровня развития внутренних адаптационных возможностей и ресурсов, мотивационной сферы и других личностных особенностей студентов. Цель исследования заключается в определении уровня развития адаптационного потенциала и выявлении психологических особенностей студентов 1-3 курсов вуза. Методология. Теоретические подходы и положения отечественной и зарубежной психологии, особенно: целостный подход к изучению человека в системе его связей с миром Б. Г. Ананьева; структурный подход в рассмотрении личностных черт; принцип единства сознания и деятельности А. Н. Леонтьева; положения деятельностного подхода Ф. Б. Березина, В. А. Петровского, Г. Хартмана. Для проведения исследования психологических особенностей студентов был использован психодиагностический комплекс: тест-опросник Г. Айзенка (EPI), методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной, методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реана и В. А. Якунина, ориентационная анкета «Направленность личности» Б. Баса, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-AM) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Результаты. Авторами проведено исследование личностных особенностей студентов 1-3 курсов. Выявлено, что на разных курсах уровень развития адаптационных ресурсов (адаптивность, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, коммуникативные способности, мотивация, направленность личности на «дело») различается и выше у студентов старших курсов, что связано с завершением периода адаптации. Обосновывается целесообразность проведения исследования личностных социально-психологических особенностей студентов для своевременного оказания психологической помощи и поддержки в обучении, разработки индивидуальных траекторий социализации и адаптации студентов. Заключение. Предлагаются рекомендации для повышения адаптивных способностей учащихся.
АДАПТИВНОСТЬ
ADAPTABILITY
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
SOCIAL ADAPTATION
МОТИВАЦИЯ
MOTIVATION
МОРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНОСТЬ
MORAL NORMATIVITY
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
COMMUNICATIVE FEATURES
НАПРАВЛЕННОСТЬ
ЛИЧНОСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
PERSONAL PSYCHOLOGICAL FEATURES
DIRECTIVITY
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
Journal Article
Published Journal Article
43-61
15.21.45
2019-07-01T07:27:32Z
10.15293/2226-3365.1802.03
Гуманитарный институт
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра философии
Кафедра современных образовательных технологий
ВЕСТНИК НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Q4


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию