Интертекстуальность как фактор формирования региональной визуальной культуры
EDN:
NULSQEURI (for links/citations):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/153241Author:
Бородина, М.А.
Сергеева, Н.А.
Жигаева, А.А.
Borodina, Mariana A.
Sergeeva, Natalia A.
Zhigaeva, Anastasia A.
Date:
2024-08Journal Name:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(8). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(8)Abstract:
В первой части статьи рассматриваются предпосылки формирования
региональной визуальной культуры на примерах исследований северных территорий
в XV–XIX столетиях, определяются факторы формирования визуальной культуры,
выявляются способы сложения визуального образа Севера России. Вторая часть
статьи представляет концепцию интертекстуальности, принимаемой в качестве
одной из составляющих художественного текста. В третьей части статьи
интертекстуальный анализ используется в качестве инструмента исследования
текстов сибирской художественной культуры. С помощью философско‑
искусствоведческого анализа исторических произведений красноярских художников
раскрываются интертекстуальные связи художественных образов региональной
живописи XX века с художественной образностью классических произведений
европейской и русской культуры. Красноярские художники С. Е. Орлов и А. М. Знак
обращаются в своих революционно‑исторических произведениях как к европейскому,
так и к древнерусскому изобразительному искусству, сопоставляя локальные
исторические события XX века с событиями священной истории. При рассмотрении
этих художественных образов обнаруживается также ряд интертекстуальных связей
с образами исторических картин В. И. Сурикова, чье творчество оказало существенное
влияние на художественное мышление последующих поколений красноярских
живописцев In the first part of the article, the prerequisites for the formation of regional
visual culture are considered using the examples of studies of the northern territories
in the 15th‑19th centuries, the factors of the formation of visual culture are determined,
and the ways of composing the visual image of the North of Russia are revealed. The
second part of the article presents the concept of intertextuality, which is accepted as one
of the components of a literary text. In the third part of the article, intertextual analysis
is used as a tool for researching texts of Siberian artistic culture. With the help of a
philosophical and art criticism analysis of historical works by Krasnoyarsk artists, the
intertextual connections of artistic images of regional painting of the 20th century with
the artistic imagery of classical works of European and Russian culture are revealed.
Krasnoyarsk artists S. E. Orlov and A. M. Znak turn in their revolutionary historical
works to both European and Ancient Russian fine art, comparing local historical events
of the 20th century with the events of sacred history. When considering these artistic
images, a number of intertextual connections with the images of historical paintings
by V. I. Surikov are also revealed, whose work had a significant impact on the artistic
thinking of subsequent generations of Krasnoyarsk painters