History of World and Russian Mammoth Studies
View/ Open:
Author:
Лузан, В. С.
Ситникова, А. А.
Кистова, А. В.
Филько, А. И.
Замараева, Ю. С.
Резникова, К. В.
Колесник, М. А.
Копцева, Н. П.
Пименова, Н. Н.
Середкина, Н. Н.
Corporate Contributor:
Гуманитарный институт
Кафедра культурологии
Date:
2020Journal Name:
Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social SciencesJournal Quartile in Scopus:
Q3Bibliographic Citation:
Лузан, В. С. History of World and Russian Mammoth Studies [Текст] / В. С. Лузан, А. А. Ситникова, А. В. Кистова, А. И. Филько, Ю. С. Замараева, К. В. Резникова, М. А. Колесник, Н. П. Копцева, Н. Н. Пименова, Н. Н. Середкина // Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences. — 2020. — Т. 13 (№ 7). — С. 1163-1181Abstract:
Статья посвящена истории исследований концепта мамонта в нормативно-правовых документах и культурных практиках. Анализ как российского, так и зарубежного опыта позволил обобщить имеющиеся правовые положения относительно регулирования мамонта, а также определить роль мамонта в мировой и российской культуре, в том числе в культуре коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Методологическим основанием данного исследования выступили сравнительно-сопоставительный анализ источников и материалов, историко-сравнительный и хронологический методы, историографический метод, методология философско-искусствоведческого анализа. Исследование показало, что в сфере законодательства и правового регулирования добычи и реализации мамонтовой кости в мире вопрос о статусе мамонтов затрагивается только в связи с обсуждением проблем выживания редких видов слонов. Меры по предотвращению истребления популяции слонов, включающие запрет на торговлю, в том числе и мамонтовой костью, вызывают бурные дискуссии и являются неоднозначными для ремесленников, торговцев антиквариатом и коллекционеров предметов искусства. Для Российской Федерации вопрос правового регулирования в данной сфере стоит особенно остро в связи с отсутствием окончательно сформированной нормативной правовой базы как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях. Образ мамонта в мировой и российской культуре воплощен в ряде визуальных практик. Это и геральдика, и мультипликация, и книжная графика, и скульптура, и изобразительное искусство. Знаково-символические формы мамонта воплощают религиозно-мифологические характеристики животного, демонстрирующие его значимость в мировоззрении людей, а также свидетельствующие о «живой» памяти о нем в современном мире