Abstract | На сегодняшний день, открытые экспозиционные пространства представляют особый интерес для исследования, как один из типов городских общественно-рекреационных пространств и объектов ландшафтной архитектуры, имеющий научно-техническую, социальную, экономическую и' культурную значимость. Экспозициям под открытым небом находили применение еще в древности, рассматривая выставку как источник информации в виде искусственно созданной предметно-пространственной среды под открытым небом. В настоящее время выставочная деятельность всё чаще рассматривается как форма рекламных коммуникаций.
Объект исследования: открытые экспозиционные пространства на территории высших учебных заведений.
Предмет исследования: функционально-планировочные, архитектурно-пространственные и ландшафтные особенности организации открытых экспозиционных пространств на территории вузов.
Границы: исследования: изучен мировой опыт организации открытых экспозиционных пространств крупных высших учебных заведений, в том числе, посредством виртуальных прогулок через вебсайты вузов; уделено особое внимание образовательным учреждениям Красноярска, в связи с возможностью проведения натурного обследования. В качестве экспериментальной площадки для иллюстрации основных выводов диссертации выбрана территория кампуса СФУ.
Цель исследования: выявить типологические особенности и принципы организации открытых экспозиционных пространств на территории вузов.
Научная новизна: впервые рассмотрены открытые экспозиционные пространства на территории вузов; выявлены их основные типы; сформулированы классификационные признаки и принципы их организации.
Практическая значимость заключается в проектном предложении автора; возможности апробации теоретических выводов на территории вузов.
В первой главе «Особенности развития открытых экспозиционных пространств» рассмотрен вопрос формирования открытых экспозиционных пространств, составлена классификация и выявлены функционально-планировочные, архитектурно-пространственные и ландшафтные особенности их организации.
В исторической последовательности систематизированы «ключевые» объекты,’ определяющие начало основных этапов в формировании экспозиционной деятельности под открытым небом.
Анализ теоретических литературных источников позволил выявить четыре группы открытых экспозиционных пространств: объекты, связанные с историей; объекты, направленные на экспонирование природных особенностей; объекты, экспонирующие достижения в различных сферах; экспонирование произведений искусства.
Автором сформулированы основные принципы организации открытых экспозиционных пространств в зависимости от их тематики, которые были разделены на две группы: общие и специфические.
Во второй главе «Особенности организации открытых экспозиционных пространств на территории высших учебных заведений» были рассмотрены исторические предпосылки к созданию университетских музеев; на основе мирового опыта выявлены основные тенденции современной экспозиционной деятельности на территории высших учебных заведений; сформулированы основные принципы организации открытых выставочных пространств на территории вузов.
Анализ исторических предпосылок к созданию музеев при университетах показал, что процесс развития высших учебных заведений всегда сопровождался развитием выставочной деятельности, несущей образовательную, информационную, культурно-просветительскую, развлекательную, интерактивную функции; одновременно являясь формой рекламных коммуникаций и способствующей повышению качества образовательного процесса, так как результаты работы одних студентов становятся наглядным пособием для других.
По результатам исследования мирового опыта создания открытых экспозиционных пространств на территории вузов было выявлено, что тематика экспозиционных пространств тесно связана с направленностью высшего учебного заведения. В качестве основных целей их организации были выделены: наполнение рекреационных зон, демонстрация результатов учебной деятельности, визитная карточка вуза, сопровождение мероприятий, демонстрация достижений, учебное пособие для студентов.
Сравнительный анализ общегородских, открытых экспозиционных пространств и на территории вузов показал, что они имеют не только ряд схожих принципов организации, но и ряд особенностей, связанных, в основном, со спецификой учебного заведения и территориальной привязки к кампусу.
На основе современных тенденций развития экспозиционной деятельности университетов сформулированы основные принципы организации выставочных пространств под открытым небом на территории высших учебных заведений: принцип доступности, принцип целевой аудитории, принцип тематического соответствия, принцип целевого назначения, принцип подчинения окружению.
В третьей главе «Ландшафтная организации открытых экспозиционных пространств на территории СФУ» был проведен анализ выставочной деятельности институтов, входящих в. состав СФУ, а также выявлены потенциальные территории для дальнейшего развития, на которых проиллюстрированы основные принципы организации открытых экспозиционных пространств на территории вузов.
В качестве экспериментальной . площадки был выбран Сибирский федеральный университет, объединяющий в себе 21 институт разной направленности, пример кампуса с отдельной развитой инфраструктурой, и, соответственно, имеющий огромный потенциал для развития выставочной деятельности на своих открытых территориях.
В зависимости от специфики институтов были даны рекомендации по возможной тематике экспонирования В результате натурного обследования, опроса студентов и преподавателей, с учетом анализа пешеходно-транспортной инфраструктуры кампуса, выявлено 12 благоустроенных к Универсиаде территорий. Данные территории определены как социально некомфортные, требующие реконструкции, и имеющие потенциал для развития новых функций, в том числе экспозиционной.
Анализ кампуса СФУ позволил выделить основные типы экспозиционных площадок, в первую очередь, на основе пространственных характеристик: территория пешеходного транзита, ограниченная по ширине; территория пешеходного транзита с возможностью размещения экспозиции на прилегающей территории; территория пешеходного транзита, ограниченная с одной стороны зданием или сооружением; территория транспортного транзита; территория, ограниченная как минимум с двух сторон зданиями и удаленная от главных входов (внутренний двор); обособленная территория для проведения небольших собраний, мероприятий; общественная открытая территория большой площади.
Результаты и выводы исследования открытых экспозиционных пространств на территории вузов могут быть внедрены в рекомендации по проектированию территорий университетских кампусов. | |