Стилистические погрешности в выпускных квалификационных работах бакалавров-филологов
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135540Автор:
Акулов, Владимир Владимирович
Научный руководитель:
Копнина, Галина Анатольевна
Коллективный автор:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации
Дата:
2020Библиографическое описание:
Акулов, Владимир Владимирович. Стилистические погрешности в выпускных квалификационных работах бакалавров-филологов [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 45.03.01 / В. В. Акулов. — Красноярск : СФУ, 2020.Специальность выпускной работы:
45.03.01 ФилологияУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
БакалаврАннотация:
Выпускная квалификационная работа представлена в объеме 66 страниц, включает в себя список использованной литературы, состоящий из 42 источников. В приложении представлен список 45 ВКР бакалавров-филологов СФУ, из которых извлекался материал для исследования.
Цель: выявить и описать типы и частотность стилистических погрешностей в выпускных квалификационных работах бакалавров по направлению «Филология», выполненных в 2016–2018 гг.
Задачи: 1) охарактеризовать понятие «нормы» применительно к научной речи, 2) рассмотреть факторы, негативно влияющие на развитие современной научной речи, 3) представить краткую характеристику эрратологии как раздела культуры речи, 4) рассмотреть проблему классификации речевых ошибок и недочетов, 5) выявить и описать наиболее типичные стилистические погрешности в текстах ВКР бакалавров-филологов на дотекстовом и текстовом этапе редактирования, 6) произвести статистический анализ полученных данных.
Актуальность исследования стилистических погрешностей в выпускных квалификационных работах обусловлена активным развитием стилистики научной речи и необходимостью выработки стилистических рекомендаций для последующего улучшения качества ВКР бакалавров-филологов.
Основные выводы и результаты исследования:
1. На основе изучения теоретической литературы определено, что научная речь является достаточно хорошо изученной функциональной разновидностью литературного языка, которая регулируется общеязыковыми (литературными), жанрово-стилевыми и этико-речевыми нормами.
2. Изучение проблемы определения понятия «речевая ошибка» показало, что этот термин имеет узкое и широкое значение. В соответствии с широким пониманием речевой ошибки стилистическая погрешность представляет собой тип речевой ошибки, заключающийся в прагматически немотивированном отступлении от норм функционального стиля.
3. Определено, что в ВКР бакалавров-филологов, опубликованных в 2016-2018 гг., среди стилистических погрешностей (180 речевых фактов), выявленных на дотекстовом этапе редактирования, наибольшую частотность имеют ошибки лексического типа – 162 единицы (90%); намного реже встречаются лексико-синтаксические ошибки – 18 единиц (10%).
4. На текстовом этапе редактирования сложного синтаксического целого выявлены лексические ошибки, представленные избыточностью и недостатком связующих единиц – 12 погрешностей (30%) Лексико-синтаксические ошибки представлены нарушением согласования временных форм глаголов – 28 погрешностей (70%).
Перспективы данного исследования заключаются в возможности расширения анализируемого материала путем привлечения ВКР студентов различных направлений, что позволит осуществить сопоставительный анализ и выработать рекомендации по улучшению качества ВКР студентов Сибирского федерального университета.