Исихастская идея обожения и ее репрезентация в духовном эпистолярии русского православного монашества ХХ века
Автор:
Смолина, Анджелла Николаевна
Коллективный автор:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации
Дата:
2019-05Журнал:
Научный диалогКвартиль журнала в Web of Science:
без квартиляБиблиографическое описание:
Смолина, Анджелла Николаевна. Исихастская идея обожения и ее репрезентация в духовном эпистолярии русского православного монашества ХХ века [Текст] / Анджелла Николаевна Смолина // Научный диалог. — 2019. — № 5. — С. 139-153Аннотация:
Рассматриваются особенности репрезентации в духовном эпистолярии русских писателей-монахов идеи обожения (теозиса), утверждение которой связывается с развитием в православной культуре древнего религиозно-философского учения исихазма. Представляя исихастскую идеосферу, автор сосредоточивает внимание на содержании идеи обожения и репрезентирующих ее образах и языковых единицах. Как основные выделяются образы Иисуса Христа и христоподобных людей (святых). Как наиболее важные для воплощения идеи обожения выделяются теонимы (Бог, Господь, Отец Небесный, Святой Дух, Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Богочеловек, Богомладенец) и агиоантропонимы (святой Ефрем Сирин, святой Исаак Сирин, святитель Димитрий, святитель Игнатий, святитель Феофан и др.). В группу репрезентантов святоотеческой идеи обожения также включаются отдельные языковые единицы, относящиеся к корпусу православной лексики духовно-нравственного содержания (Царство(-ие) Божие, обожение, преображение, возрождение, восхождение, любовь, благоговение, богомыслие, богопознание, благочестие, жертвенность и др.), и языковые единицы, обозначающие религиозные тексты (Евангелие, Апостол, Новый Завет, Отечник, молитва Иисусова, житие и др.). Помимо этого, выявляются интертекстемы, способствующие реализации идеи обожения. Отдельно рассматривается вопрос о роли идеи обожения в жизни православных христиан, в частности монашествующих, ее значимости в деле духовного и нравственного совершенствования верующих.