УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
http://vestnik.nspu.ru/article/3006https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/110975
Автор:
Кудашов, Вячеслав Иванович
Ростовцева, Марина Викторовна
Гончаревич, Наталья Алексеевна
Ковалевич, Игорь Анатольевич
Шайдурова, Ольга Валерьевна
Коллективный автор:
Гуманитарный институт
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра философии
Кафедра современных образовательных технологий
Дата:
2018Журнал:
ВЕСТНИК НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТАКвартиль журнала в Scopus:
Q4Библиографическое описание:
Кудашов, Вячеслав Иванович. УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ [Текст] / Вячеслав Иванович Кудашов, Марина Викторовна Ростовцева, Наталья Алексеевна Гончаревич, Игорь Анатольевич Ковалевич, Ольга Валерьевна Шайдурова // ВЕСТНИК НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. — 2018. — Т. 8 (№ 2). — С. 43-61Текст статьи не публикуется в открытом доступе в соответствии с политикой журнала.
Аннотация:
Проблема и цель. Условия обучения в вузе требуют от учащихся студентов чрезмерного напряжения, включают ряд психогенных факторов, усложняющих процессы адаптации, обучения, воспитания, развития. Это влечет за собой последствия, которые могут отразиться на качестве образовательного процесса и его результативности. Успешность преодоления этих трудностей во многом зависит от уровня развития внутренних адаптационных возможностей и ресурсов, мотивационной сферы и других личностных особенностей студентов. Цель исследования заключается в определении уровня развития адаптационного потенциала и выявлении психологических особенностей студентов 1-3 курсов вуза. Методология. Теоретические подходы и положения отечественной и зарубежной психологии, особенно: целостный подход к изучению человека в системе его связей с миром Б. Г. Ананьева; структурный подход в рассмотрении личностных черт; принцип единства сознания и деятельности А. Н. Леонтьева; положения деятельностного подхода Ф. Б. Березина, В. А. Петровского, Г. Хартмана. Для проведения исследования психологических особенностей студентов был использован психодиагностический комплекс: тест-опросник Г. Айзенка (EPI), методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной, методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реана и В. А. Якунина, ориентационная анкета «Направленность личности» Б. Баса, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-AM) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Результаты. Авторами проведено исследование личностных особенностей студентов 1-3 курсов. Выявлено, что на разных курсах уровень развития адаптационных ресурсов (адаптивность, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, коммуникативные способности, мотивация, направленность личности на «дело») различается и выше у студентов старших курсов, что связано с завершением периода адаптации. Обосновывается целесообразность проведения исследования личностных социально-психологических особенностей студентов для своевременного оказания психологической помощи и поддержки в обучении, разработки индивидуальных траекторий социализации и адаптации студентов. Заключение. Предлагаются рекомендации для повышения адаптивных способностей учащихся.