Д.О.Труфанов

Институт естественных и гуманитарных наук

ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"

(КрасГУ) 

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ МОЛОДЕЖИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ЕДИНОБОРСТВ

 

Период жизни, в рамках которого человек  принадлежит к такой общности, как молодежь, продолжителен и определенным образом стратифицируется. Выделение различных возрастных категорий молодежи связано с различием качеств ряда основополагающих социальных характеристик молодых людей разных возрастов. Среди таких характеристик можно назвать особенности социализации молодежи, ведущие потребности и способы деятельности, роль и место молодых людей в системе воспроизводства общества, возрастные психологические особенности и т.д.  Такое положение вещей позволяет предполагать, что ценностные ориентации молодежи, практикующей современные единоборства, будут различными у разных возрастных групп.

С целью выявления особенностей эмоциональной направленности личности различных возрастных категорий молодежи, практикующей современные единоборства, нами была использована классификация данной социальной общности. По основанию действительного социального статуса молодежь была разделена на три категории:

·        учащаяся молодежь (от 14 до 17 лет). К данной категории относятся молодые люди, основной деятельность которой является обучение в средней общеобразовательной школе;

·        студенческая молодежь (от 18 до 22 лет). Эту категорию составили молодые люди, основная деятельность которых – обучение в высших и среднеспециальных учебных заведениях;

·        работающая молодежь (от 23 до 30 лет). К работающей относится молодежь, основной деятельностью которой является работа на производстве и в других сферах, связанная с необходимостью обеспечения собственной жизни. 

Такое разделение соответствует общепринятому в отечественной социологии разделению возрастного периода, характеризуемого понятием «молодежь», на три категории: подростки (от 14-15 до 18 лет), молодежь (18 – 23-24 года), молодые взрослые (24-25 – 29-30 лет) [72]. Данные, полученные в результате исследования, свидетельствуют, что ориентации на эмоциональные ценности имеют неодинаковую выраженность у различных возрастных категорий молодежи.  

Так, потребности, составляющие основу комплекса эмоциональных ценностей созидание, имеют различную выраженность у молодежи, занимающейся единоборствами. Эмоциональные ценности, в основе которых лежат потребности в помощи другим людям, в смысле жизни и потребность в знаниях, тем более выражены, чем старше респондент. Альтруистическая потребность, проявляющаяся в чувстве радости, когда окружающим  людям удается сделать что-то лучше, чем им, менее всего выражена у представителей учащейся молодежи, однако у молодых людей в возрасте от 23 до 30 лет  значение индекса данной потребности стремится к единице. При этом максимальную выраженность данная потребность имеет не более чем у 4 % опрошенных. Потребности в смысле жизни и в знаниях имеет максимальную выраженность у представителей работающей молодежи.

Ценности, имеющие в основе эстетические потребности, потребность в содействии окружающим, в общении, в любви и в деятельности, максимальную выраженность имеют у студенческой молодежи. При этом   индекс значимости данных потребностей высок для всех категорий молодежи.

Максимально выражена у представителей учащейся молодежи   потребность в деятельности, проявляющаяся в своеобразном эмоциональном переживании, когда человек испытывает радостное возбуждение, подъем, если работа идет хорошо, когда видит, что добивается успешных результатов. Более 70 % опрошенных из числа учащейся молодежи в максимальной степени ориентированы на данную эмоциональную ценность.

Иная ситуация выявлена относительно эмоциональных ценностей комплекса властвование. Эмоциональные ценности комплекса властвование, так же как ценности комплекса созидание, имеют различную выраженность у представителей выделенных возрастных категорий молодежи. Так, ориентации на ценности, в основе которых лежат потребности во власти и в контроле над окружающими, при высоких отрицательных значениях индексов значимости максимальную выраженность имеют у представителей работающей молодежи. Потребность в превосходстве над окружающими, связанная с возможностью осуществления власти над другими людьми, при положительном значении индексов значимости у представителей учащейся и студенческой молодежи  имеет отрицательную выраженность у молодых людей, составляющих подвыборку работающей молодежи. Если среди представителей учащейся и студенческой молодежи в максимальной степени данная потребность актуальна для 19 – 20 % опрошенных, то среди представителей работающей молодежи лишь для 5 % опрошенных. Таким образом, существует тенденция к снижению значимости указанных потребностей и соответствующих им ценностей у респондентов от возраста учащейся к возрасту работающей молодежи.

Высокая потребность в свободе, самостоятельности, актуальная для всех рассматриваемых категорий молодежи, имеет максимальную положительную выраженность у работающей молодежи. Максимальное значение индекса значимости свидетельствует, что именно для этой категории молодежи в большей степени  ценно приятное ощущение свободы, когда никто и ничто их не ограничивает и можно делать что хочешь. Однако если среди  представителей учащейся молодежи в максимальной степени ориентированы на данное переживание 46 % опрошенных, а среди представителей студенческой молодежи – 45 %, то среди работающей молодежи – 43 % опрошенных. Таким образом, представители работающей молодежи имеют более высокую направленность на переживание потребности в свободе, самостоятельности относительно других возрастных категорий молодежи при снижении интенсивности переживания соответствующих ценностей.

Ряд эмоциональных ценностей комплекса властвование, напротив, имеют обратную зависимость от возраста практиков единоборств. Так,   потребности в престиже, славе,  в доминировании имеют максимальную выраженность у представителей учащейся молодежи. Среди респондентов, составляющих подвыборку работающей молодежи, в максимальной степени на данное переживание ориентированы в два раза меньше опрошенных, чем  среди представителей учащейся молодежи. Таким образом, эмоциональные ценности, в основе которых лежат указанные потребности, более всего актуальны у представителей учащейся молодежи.

Наконец, потребность в превосходстве над окружающими, связанная с возможностью решения судьбы человека или какого-либо дела, а также эгоистическая потребность более всего актуальны для представителей студенческой молодежи.

При высоком уровне актуальности эмоциональных ценностей, составляющих комплекс потребление, с увеличением возраста единоборцев они имеют тенденцию к снижению значимости. Потребности в комфорте и в приобретении вещей максимально значимы  для представителей учащейся молодежи.

 Различные потребности комплекса конформизм не одинаково значимы для различных возрастных категорий молодежи. Потребность в отрицательных эмоциях, а также потребность в покровителе при отрицательном значении индексов для всех представленных возрастов, несколько большую отрицательную выраженность имеют у представителей студенческой молодежи. Конформистская потребность, проявляющаяся в чувстве удовлетворения, когда находишься в тени, ничем не выделяясь из окружающих людей, имеет тенденцию к снижению отрицательного индекса значимости от возраста учащейся к возрасту работающей молодежи.

Потребность в стабильности, связанная с чувством удовлетворения, когда все идет своим чередом и нет необходимости узнавать что-то новое, наиболее актуальна для представителей учащейся молодежи. Индекс шкалы, соответствующей данной ценности, имеет положительное, хотя весьма низкое, значение. В максимальной  степени данная ценность актуальна для 10 % опрошенных среди учащейся молодежи и для 2 и 1 % студенческой и работающей молодежи соответственно. Для представителей студенческой и работающей молодежи индекс данного переживания имеет отрицательную значимость. При этом в большей степени отрицательно выражена указанная потребность у представителей студенческой молодежи. Потребность в стабильности, проявляющаяся в приятном чувстве, когда ничего  не волнует, когда не испытываете пристрастия к чему-либо или кому-либо, при общей положительной направленности значений максимальную выраженность имеет у представителей учащейся молодежи.

Различается динамика ценностей, составляющих комплекс ценностей игра. Потребность в романтике становится более актуальной с увеличением возраста респондентов и в максимальной степени проявляется у представителей работающей молодежи. Ценность, в основе которой потребность в опасности, риске, напротив, более всего выражена у представителей учащейся молодежи и имеет тенденцию к снижению значимости с увеличением возраста респондентов.

Неодинаковую значимость для представителей различных возрастных категорий молодежи также имеют эмоциональные ценности, в основе которых потребность в безопасности и в растрате. Так, потребность в безопасности, проявляющаяся в чувстве уверенности, спокойствия в ситуации привычной, понятной, когда заранее известна окружающая обстановка, при достаточно высоких значениях индексов для всех возрастов несколько более  значима для представителей работающей молодежи. Другой аспект данной потребности, связанный с наличием непосредственной угрозы для респондента, в максимальной степени выражен у представителей учащейся молодежи и имеет тенденцию к снижению значимости с увеличением возраста опрошенных.

Приведенные данные позволяют осуществить сравнительный анализ структуры потребностей практиков современных единоборств различных возрастных категорий. Далее представлена сравнительная таблица структуры потребностей учащейся, студенческой и работающей молодежи, практикующей единоборства по степени их значимости (табл. 7).

 

Таблица 7. Структура ценностно-потребностной сферы учащейся, студенческой и работающей молодежи, практикующей современные единоборства

 

Ранг

Потребности

 

учащейся молодежи

(от 13 до 17 лет)

студенческой молодежи

(от 18 до 22 лет)

работающей молодежи

(от 23 до 30 лет)

1

 

в деятельности (2,711)

в общении (2,673)

в общении (2,580)

в деятельности (2,580)

 

2

 

  в содействии окружающим людям (2,551)

в содействии окружающим людям (2,646)

в содействии окружающим людям (2,560)

3

 

  в общении (2,531)

в деятельности (2,612)

в смысле жизни (2,521)

 

4

 

  в любви (2,484)

в любви (2,557)

в любви (2,495)

 

5

  в смысле жизни (2,340)

в смысле жизни (2,500)

в знаниях (2,402)

 

6

 

в доминировании (2,198)

эстетическая потребность (2,436)

в свободе, самостоятельности (2,250)

 

7

 

в свободе, самостоятельности (2,179)

в свободе, самостоятельности (2,236)

эстетическая потребность (2,224)

 

8

 

в комфорте (2,175)

в знаниях (2,226)

в безопасности 2 (2,045)

 

9

 

в безопасности 2 (2,132)

в комфорте (2,161)

в комфорте (2,032)

 

10

 

в престиже, славе (2,000)

в безопасности 2 (2,056)

в романтике (1,841)

11

 

в знаниях (1,978)

в доминировании (2,044)

в безопасности (1,762)

 

12

в опасности, риске (1,925)

в опасности, риске (1,902)

в расточительстве, щедрости (1,724)

 

 

13

эстетическая потребность (1,921)

в престиже, славе (1,867)

в доминировании (1,674)

 

14

 

в приобретении вещей (1,870)

в романтике (1,825)

в престиже, славе (1,614)

 

15

в безопасности (1,706)

в безопасности (1,646)

в опасности, риске (1,516)

 

 

16

 

в романтике (1,500)

в приобретении вещей (1,633)

в приобретении вещей (1,493)

 

 

17

эгоистическая потребность (1,307)

в расточительстве, щедрости (1,557)

эгоистическая потребность (1,318)

 

 

18

в превосходстве над окружающими (1,178)

эгоистическая потребность (1,543)

в превосходстве над окружающими 2 (1,294)

 

19

 

в расточительстве, щедрости (0,747)

в превосходстве над окружающими 2 (1,400)

в помощи другим людям (0,916)

 

20

 

в превосходстве над окружающими 2 (0,741)

в превосходстве над окружающими (0,667)

в стабильности, определенности 2 (0,434)

 

 

21

 

в стабильности, определенности 2 (0,585)

в стабильности, определенности 2 (0,329)

в превосходстве над окружающими (-0,246)

 

22

 

в стабильности, определенности (0,193)

в помощи другим людям (0,149)

в стабильности, определенности (-0,550)

 

23

 

в помощи другим людям (0,044)

в стабильности, определенности (-0,622)

конформистская потребность (-0,611)

 

24

в покровителе (-0,674)

конформистская потребность (-0,689)

в покровителе (-0,714)

 

25

 

конформистская потребность (-1,304)

в покровителе (-0,890)

во власти (-2,211)

26

 

в контроле над окружающими (-1,557)

во власти (-2,081)

в контроле над окружающими (-2,353)

27

 

 

во власти (-1,732)

в контроле над окружающими (-2,085)

в отрицательных эмоциях (-2,450)

 

28

 

в отрицательных эмоциях (-2,442)

в отрицательных эмоциях (-2,511)

 

 

Как показывает табл. 7, у представителей всех возрастных категорий молодежи, практикующих современные единоборства, ведущими в структуре проникающих  ценностных ориентаций являются эмоциональные ценности комплекса созидание. Однако значимость ряда ценностей различается у разных возрастных категорий молодежи. Так, у представителей учащейся молодежи первое ранговое место принадлежит потребности в деятельности. Эта потребность у представителей студенческой молодежи занимает третье ранговое место, при этом ведущей является потребность в общении. У представителей работающей молодежи потребности в общении и в деятельности имеют сходные значения индексов и занимают первое ранговое место. Второе ранговое место у представителей всех категорий молодежи занимает потребность в содействии окружающим, связанная с чувством радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих людей. При этом максимальную выраженность данная ценность имеет у представителей студенческой молодежи.

Потребность в смысле жизни занимает третье ранговое место в структуре ценностей представителей работающей молодежи. У представителей других категорий молодежи ценность, соответствующая потребности в смысле жизни, занимает  пятое ранговое место. Также особенностью ценностной шкалы представителей работающей молодежи является высокая актуальность потребности в знаниях – она занимает пятое ранговое место. При этом данная потребность у представителей студенческой молодежи занимает восьмое, а у представителей учащейся – одиннадцатое ранговые места. Эстетическая потребность у представителей студенческой молодежи стоит на шестом ранговом месте. Несколько менее актуальной данная потребность является для представителей молодежи работающей (седьмое ранговое место). У представителей учащейся молодежи эта потребность занимает только тринадцатое ранговое место.

Потребности в доминировании, в комфорте, а также в престиже, славе в большей степени определяют выраженность соответствующих ценностей у представителей учащейся молодежи. Обращает на себя внимание, что потребность в доминировании, занимающая шестое ранговое место у представителей учащейся молодежи, только на одиннадцатом и тринадцатом   местах у представителей студенческой и работающей молодежи соответственно, уступая место таким потребностям, как потребность в комфорте и в безопасности. В свою очередь, потребность в безопасности, связанная с наличием непосредственной угрозы для респондента, в большей степени определяет поведение представителей работающей молодежи, занимая восьмое ранговое место. У представителей учащейся и студенческой молодежи данная потребность – на девятом и десятом ранговых местах соответственно. При этом обращает на себя внимание, что значение индекса для данной потребности выше именно у представителей учащейся молодежи.

Среди представителей работающей молодежи, практикующей современные единоборства, большее число романтиков, чем среди других возрастных категорий молодежи. Об этом говорит распределение соответствующих потребностей и их место в ценностных шкалах молодежи. Так, у представителей работающей молодежи  потребность в романтике занимает десятое ранговое место, а у представителей студенческой и учащейся молодежи – четырнадцатое и шестнадцатое ранговые место соответственно. При этом характерно, что у молодых людей в возрасте до  22-х лет потребность в романтике уступает место другой потребности комплекса переживаний игра – потребности в опасности, риске. У представителей учащейся и студенческой молодежи данная потребность занимает двенадцатое ранговое место. Напротив, у молодых людей, составляющих подвыборку работающей молодежи, потребность в опасности находится на пятнадцатом ранговом месте, уступая место романтическим потребностям.

Потребность в расточительстве, щедрости в большей степени определяет значимость соответствующей ценности у представителей работающей молодежи – данная потребность занимает двенадцатое ранговое место. В меньшей степени эта потребность актуальна для представителей студенческой молодежи (семнадцатое ранговое место) и учащейся молодежи (девятнадцатое ранговое место). Также обращает на себя внимание неодинаковое место в ценностных шкалах различных возрастных категорий молодежи потребности в помощи другим людям, проявляющейся в чувстве радости, когда окружающим  людям удается сделать что-то лучше, чем Вам. Так, если у представителей работающей молодежи данная потребность занимает девятнадцатое ранговое место, то у представителей студенческой и учащейся молодежи – двадцать второе и двадцать третье ранговые места соответственно.

Среди потребностей, имеющих отрицательные значения индексов и практически не определяющих поведение подавляющего большинства респондентов, следует назвать ряд потребностей комплекса конформизм, а также комплекса властвование. Так, последние ранговые места в ценностных шкалах представителей всех возрастных категорий молодежи, практикующих современные единоборства, занимает потребность в отрицательных эмоциях, а двадцать шестое и двадцать седьмое ранговые места – потребности во власти и в контроле над окружающими.  Конформистская потребность, а также потребность во власти максимальное отрицательное значение имеют у представителей учащейся молодежи.

Обращает на себя внимание, что  величина значений индексов потребностей и соответствующих им эмоциональных ценностей в подвыборке студенческой молодежи в среднем превышает величины индексов в подвыборках учащейся и работающей молодежи для рангов с первого по двенадцатый. Исключение составляет потребность в деятельности, имеющая в ценностной шкале учащейся молодежи максимальное значение индекса. Это позволяет говорить о том, что доминирующие в структуре проникающих ценностных ориентаций потребности комплекса созидание, а также ряд потребностей других комплексов в целом имеют большую выраженность в подвыборке студенческой молодежи.

Таким образом, перед нами три ценностные шкалы представителей различных возрастных категорий молодежи, имеющие сходные и отличительные черты. Среди сходств ценностных ориентаций молодых людей, практикующих современные единоборства, следует отметить устойчивые доминирующие ориентации на эмоциональные ценности комплекса созидание. Другой сходной чертой является низкая значимость для всех категорий молодых людей эмоциональных ценностей комплекса конформизм - потребности, составляющие его основу, имеют крайне низкие или отрицательные значения индексов, а также некоторых потребностей комплекса властвование - в отрицательных эмоциях, во власти и в контроле над окружающими. Отличительные черты рассматриваемых ценностных шкал – неодинаковая выраженность ряда потребностей, а также различные ранговые места, занимаемые данными потребностями в структуре потребностей.

Различия ценностных шкал молодых людей в практике единоборств, принадлежащих к разным возрастным категориям, проявляются также в их взглядах на будущее. Ценности творчества, физического и духовно-нравственного совершенствования более всего значимы для представителей подвыборки работающей молодежи. Так, от 76 до 85 % опрошенных в данной подвыборке считают обязательными для себя в будущем активные занятия спортом, духовное развитие и нравственное самосовершенствование. Интересную творческую работу в подвыборке учащейся молодежи в качестве обязательной для себя в будущем рассматривают 28 % опрошенных, а среди работающей молодежи – более половины респондентов. Также тенденцию к повышению значимости с возрастом респондента обнаруживают альтруистические ценности и вера  в Бога.

Наряду с этим, динамика ряда ценностей демонстрирует обратную тенденцию. Ориентации респондентов на такие ценности, как руководящая должность, материальный достаток, престиж, восхищение окружающих, а также хорошие возможности для отдыха и развлечений, будучи в максимальной степени выражены у представителей учащейся молодежи, теряют актуальность в подвыборке студенческой и работающей молодежи. Обращает на себя внимание динамика ориентаций молодежи на ценность семьи. Если у представителей подвыборки учащейся молодежи 71 % опрошенных определяет хорошую семью как обязательное условие своей будущей жизни, то среди представителей работающей молодежи на данную ценность ориентирован более низкий процент респондентов (63 %). 

 Основываясь на представленных данных,  выделим социальные типы личности молодых людей, практикующих современные единоборства.

Учащаяся молодежь, практикующая современные единоборства, – социальная общность, представляющая собой своего рода «деятельностный тип» личности. Представители данной общности ориентированы на действие, достижение успеха, стремятся к приятным переживаниям, возникающим, когда работа идет хорошо, когда видимы успешные результаты. Общение как ценность для них стоит на третьей позиции. Представители рассматриваемой общности ориентированы на самореализацию, стремление доминировать в среде сверстников, в компании. Они стремятся испытывать удовлетворение, гордость, когда могут доказать свое превосходство над соперником, выполнить свое дело лучше других. Учащаяся молодежь ориентирована на ценность семьи и материального достатка. Отличительной чертой представителей данной социальной общности является высокая актуальность потребности в комфорте, стремление к веселью, беззаботности, хорошему физическому самочувствию, наслаждению вкусной едой, отдыхом, безмятежной жизнью. Большинство рассматриваемых практиков единоборств в той или иной степени стремятся к славе, престижу, стремятся испытать радость и гордость, когда находятся в центре внимания, когда ими искренне восхищаются.

Студенческая молодежь, практикующая современные единоборства,  имеет характерные черты, позволяющие определить ее представителей как относящихся к «общительному типу» личности. Представители данной общности в большей степени ориентированы на ценность общения, испытывают радость, хорошее настроение, когда общаются с хорошими людьми, когда видят взаимопонимание, дружбу, и стремятся к этим переживаниям. Молодежь, составляющая данный тип, отличается большей эмоциональностью, на что указывают максимально высокие значения индексов доминирующих эмоциональных ценностей. Представители  указанной социальной общности ориентированы на эстетические переживания, стремятся испытывать своеобразное красивое чувство, возникающее при восприятии природы, музыки, стихов и других произведений искусства.

Работающая молодежь, практикующая современные единоборства, по своим отличительным чертам может быть отнесена к «романтическому типу». Ведущими ценностями для представителей данной социальной группы являются ценности общения и деятельности. Они имеют выраженную ориентацию на ценности смысла жизни, ориентированы на переживание чувства удовлетворения, когда видят перед собой большую цель и понимают, что живут не напрасно. Работающая молодежь стремится к физическому и духовно-нравственному совершенствованию, к творческой работе. Данный тип отличает также высокая актуальность потребности в знаниях. Представители рассматриваемой социальной группы ориентированы на ценности знания, испытывают горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами и т.д. Большинство представителей работающей молодежи ориентированы на ценности свободы, самостоятельности, стремятся испытывать приятное ощущение, когда полностью свободны, когда никто и ничто их не ограничивает и можно делать, что хочешь. Они ориентированы также на ценность собственной безопасности, что проявляется в стремлении к  приятному ощущение безопасности, уверенности, когда известно, что никто и ничто им не угрожает. Представителей данной социальной общности можно смело отнести к романтикам. Они в большей мере, чем представители других возрастных категорий молодежи, ориентированы на переживание романтических чувств, чувства необычайного, таинственного, неизведанного, появляющегося в незнакомой местности, обстановке. Большинство представителей работающей молодежи в той или иной мере стремятся испытывать чувство удовлетворения, радость от собственной щедрости, когда можно тратить что-либо, не задумываясь о последствиях.

Таким образом, приведенные данные позволяют составить представление о «социальной окраске» различных возрастных категорий молодежи в практике современных единоборств.