Д.О.Труфанов

Институт естественных и гуманитарных наук

ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"

(КрасГУ) 

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СОВРЕМЕННЫХ ЕДИНОБОРСТВ

 

Опубликовано: Сибирский социологический вестник. Приложение к межрегиональному журналу «Образование и социальное развитие региона», №1/2005. – с. 249 – 257.

 

    Сегодня  в нашей стране в большом количестве представлены различные школы и направления единоборств (рукопашного боя)  – от традиционных до прикладных. Число школ единоборств постоянно растет – создаются новые школы и секции, школы объединяются в городские, региональные, межрегиональные и международные федерации. Количество занимающихся в школах единоборств насчитывает сотни тысяч человек. Только в Красноярске, по данным на 2004 год, в работу клубов и секций единоборств было вовлечено до 25 000 человек [1]. Основным компонентом, составляющим контингент занимающихся, являются дети и молодежь.

 Институт единоборств, являясь широкомасштабным общественным явлением и будучи вплетенным в ткань социального взаимодействия,  заслуживает пристального внимания социологов. И не только потому, что в социальных взаимодействиях в рамках данного института задействовано огромное количество людей, но и потому, что большинство занимающихся – дети и молодежь – люди, которые в будущем станут во главе государства, будут определять судьбу страны.

 С одной стороны, отмечая факты пополнения адептами единоборств  рядов криминальных элементов, есть повод рассматривать единоборства как средство культивации агрессии и нетерпимости. Иные факты, демонстрирующие успешность мастеров единоборств в общественной жизни, позволяют смотреть на единоборства  как на систему психофизического и духовного развития личности. Среди вопросов, стоящих перед социологической наукой, можно назвать следующие:

как влияет практика единоборств на духовный мир и социальное поведение занимающихся?

В чем состоят различия между различными направлениями единоборств как видами деятельности?

Каков характер имиджа единоборств в современном обществе и как он соотносится с действительным положением вещей?

Считать ли единоборства системой гармоничного развития личности или относиться к ним как к средству культивации агрессии в обществе?

Какими ориентирами следует руководствоваться при осуществлении социальной политики в отношении единоборств в современном обществе?

Ответы на эти и другие вопросы, эмпирические исследования и теоретические обобщения в данной области составят комплекс научных  знаний, специальную социологическую теорию, которую можно обозначить как социологию единоборств.

 Специфика социологического подхода к исследованию института единоборств заключается в анализе последнего как особой формы организации  участка общественных отношений. Задачами такого анализа является выявление и анализ факторов, определяющих характер социальных связей в рамках института единоборств, а также специфику взаимодействий последнего  с другими субъектами общественных отношений.  Объектом специального анализа является роль единоборств в формировании духовного мира молодежи, их оценка как фактора, детерминирующего социальное поведение людей данной возрастной категории.

В проблематике социологических исследований в настоящее время тема единоборств не представлена в необходимом объеме.  Существующие исследования немногочисленны и разрознены [2 - 4].

Что представляют собой современные единоборства как предмет социологического исследования?   Обращаясь к современным словарям русского языка и, в частности, к толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, можно проследить три значения понятия «единоборство»:

бой один на один. В данном случае единоборство понимается как ситуация поединка, рукопашного боя (ведение ближнего боя с применением холодного оружия и подручных предметов или без них).

Разные виды рукопашного боя и самозащиты;

единоборство в переносном смысле. Например, единоборство человека с природой у В.П.Астафьева («Царь-рыба») или известная ситуация шахматного единоборства Гарри Каспарова с компьютером IBM Deep Blue.

Опираясь на прямые значения понятия «единоборство», под современными единоборствами как предметом социологического анализа  мы понимаем специфический вид социальной практики, включающей людей, вступающих в отношения по поводу практики единоборств, практику различных видов рукопашного боя, а также институализированную систему отношений между участниками данного вида деятельности (школы, федерации, семинары, соревнования, фестивали и др.).

В литературе многообразие современных единоборств нередко ошибочно именуют боевыми или воинскими искусствами. Применение терминов «боевые искусства» и «воинские искусства» для характеристики существующих сегодня единоборств, заставляет нас ограничиться рассмотрением только прикладных (боевых) их видов, исключая другие  (вопросы классификации единоборств рассмотрены далее). Термин «единоборства», также как «рукопашный бой», в широком смысле являются собирательными понятиями, обозначающими всю совокупность  видов современных единоборств. Анализируя воинские искусства как деятельность, А.В.Кроп выделяет четыре ее структурных компонента [5]. Предложенная структура, на наш взгляд,  характерна для всех современных единоборств:

  1. метафизические, теоретические, эмпирические основания, составляющие основу единоборств;
  2. система целей; 
  3. методика достижения целей (совокупность приемов физической, технической и психологической подготовки);
  4. способ передачи знаний от учителя ученику.

Данная деятельность приобретает тот или иной акцент в зависимости от уровня ее понимания, а также характера целей и  задач, которые ставит перед собой практикующий. По данному основанию А.В.Кроп также справедливо выделяет два уровня понимания воинских искусств. Они же характерны и для единоборств в целом. 

        Первый уровень – задачи узко практические, направленные на достижение прикладных целей. Здесь единоборство –   метод самозащиты или нападения (решения конфликтов, ведения боевых действий и т.д.). Такой характер мотивации и взглядов на единоборство можно назвать стереотипным. Он связан с реализацией одной из базовых потребностей человека – потребности в безопасности с одной стороны и с желанием достичь более высокого социального статуса путем развития себя как бойца – с другой.

     Второй уровень – понимание воинского искусства как системы развития личности, имеющей свою специфику. Специфика системы отражается в метафизических целях, способах их достижения и способах обучения. Здесь человек соприкасается с системой философских воззрений, образующих мотивацию совершенно иного рода.

Представленная структура является своего рода каркасом, основой здания единоборств. Форма самого здания, его черты определяются видом единоборства. Здесь необходимо обратиться к вопросу о  классификации единоборств.

В  существующем многообразии школ и направлений единоборств зачастую сложно четко определить их отличительные черты.  Нередко составить  точное представление о какой-либо школе возможно лишь встав в ряды занимающихся и уделив практике весьма продолжительное время.     Мы предлагаем классификацию существующих сегодня в России  единоборств, осуществленную в рамках социологического подхода. Данный подход предполагает анализ единоборств как различных видов деятельности, а также различных форм организации отношений между ее участниками. Такому пониманию отвечает эмпирически фиксируемый факт неодинакового влияния практики разных видов единоборств на личность и социальное поведение человека.

Сегодня существуют различные классификации единоборств по разным основаниям. Так А.Е.Тарас приводит типичный ряд классификаций единоборств, широко представленный в литературе [6].

        По специфике технических приемов  А.Е.Тарас выделяет следующие виды единоборств:

ударныеиспользующие только удары. В качестве примера ударных единоборств приводится бокс и все его разновидности;

борцовские – использующие только захваты, броски, удушения, болевые рычаги и выкручивания. К этому виду, по всей видимости, следует отнести такие единоборства как самбо, дзюдо, различные виды борьбы;

комбинированные – сочетающие в той или иной пропорции приемы обеих групп. В эту группу, на наш взгляд, следует включить большинство современных единоборств, таких как рукопашный бой, каратэ, кудо и т.д.

         Другая классификация – по характеру технико-тактических принципов. В рамках данной классификации  существуют два вида единоборств:

«жесткие» – использующие мощные удары, амплитудные броски, тактику «сила против силы» и т.д. (кудо, каратэ, рукопашный бой и др.).

«мягкие» –  использующие тактику уступания в сочетании с работой по болевым точкам, с обращением силы противника против него самого (айкидо, некоторые стили ушу и т.д.).

         Также А.Е.Тарас упоминает традиционное деление единоборств на «внешние» и «внутренние» школы.

«внешние». В рамках внешних школ главный упор делается на атлетический тренинг;

«внутренние» - ставят во главу угла работу с дыханием, психикой, внутренней энергией.

Приводится классификация единоборств по назначению:

игровые единоборства. Игровые единоборства А.Е.Тарас подразделяет на имитационные – лишь обозначающие поединок (спортивное ушу, полуконтактное каратэ, айкидо и др.) и состязательные – предусматривающие поединок в жесткий контакт (все виды борьбы, бокс и т.п.);

прикладные единоборства. В группу прикладных единоборств включаются ограниченно-боевые системы (например, полицейские системы) и системы тотального боя (уничтожения противника).

Весьма спорной представляется классификация единоборств по сроку существования, приведенная А.Е.Тарасом:

традиционные единоборства – существующие очень давно, сотни лет;

современные единоборства – возникшие в течение последних 50 – 100 лет либо совсем недавно.

В данном случае деление единоборств на традиционные и современные, на наш взгляд, не имеет единого основания. Так традиционные единоборства, как элемент классификации, имеют в качестве основания отношение к традиции воинских искусств. Классифицируя единоборства по данному основанию, целесообразно применить дихотомическое деление, выделив соответственно традиционные и нетрадиционные единоборства. Современные единоборства, как вид, выделены исходя из основания времени существования. Такое несоответствие приводит к ошибкам при отнесении конкретного единоборства к тому или иному их виду. Так айкидо, являясь традиционным единоборством, по указанной классификации относится к современным единоборствам, т.к. его существование еще не перешагнуло вековой рубеж (первая официальная школа айкидо была открыта в Японии в 1938 г.[7]).    Многие авторы отмечают, что корни айкидо уходят в глубокую древность, в недра традиции кэмпо, а философская база основана на соединении разнородных влияний эзотерических направлений буддизма и синтоизма. Айкидо есть синтез традиционных японских боевых искусств будо [8]  и, должно быть отнесено к традиционным единоборствам. Другой пример - Сёриндзи Кэмпо, восходящее к шаолиньской системе, соединившей в себе религиозную философию с боевым искусством и нравственным образом жизни.   Являясь, вне сомнения, традиционным направлением, Сёриндзи Кэмпо оформилось и получило свое название в Японии в 1947 году и, следовательно,  по приведенной классификации, также должна быть отнесена к современным единоборствам. Подобные несоответствия делают указанную классификацию практически неприменимой.

По сроку существования, на наш взгляд, единоборства следует разделить на современные и исторические. Под современными единоборствами  следует  понимать все виды единоборств, существующие в настоящее время: как те, которые были созданы в последние десятилетия, так и насчитывающие многовековую историю, дожившие до наших дней в том или ином виде. Исторические единоборства – единоборства, не дошедшие до нас в своем первоначальном виде и не представленные в сегодняшней практике единоборств. Как правило, причиной отказа от практики какого-либо исторического единоборства или трансформации его в современный вид, являлась невостребованность сегодняшним днем целей, техники, специальных навыков, составляющих сущность той или иной школы единоборств. Таковы, например, кен-дзюцу (искусство фехтования мечом), нин-дзюцу (искусство шпионажа, разведки и диверсионно-террористических методов), нагината-дзюцу (искусство боя алебардой) и др. Так, кен-дзюцу, оформившись в виде сформировавшихся школ в Японии в конце XIV века, имело чисто практическое значение. Целью обучения в школах кен-дзюцу была подготовка воина, мастера фехтования, способного противостоять противнику, одетому в доспехи, вооруженному мечом и другими видами оружия. Техника фехтования строилась с учетом слабых мест доспеха: удары наносились в открытые части тела противника – в шею, запястья, локтевые сгибы с внутренней стороны, щиколотки и т.д. Таким образом, кен-дзюцу представляло собой боевое искусство, служащее практическим целям. Изменение социокультурной ситуации, распространение огнестрельного оружия приводит к тому, что с середины XVIII века кен-дзюцу начинает постепенно терять свое прикладное значение и превращаться из боевой практики в путь духовного и физического воспитания. На рубеже XIXXX веков кен-дзюцу окончательно превращается в вид физической культуры и в 1910 году внедряется в программы физического воспитания в японских школах в качестве обязательного элемента. Приставка «дзюцу» (техника, приемы), традиционно обозначающая прикладной аспект боевых единоборств, уступает место приставке «до» (путь), трактуемой как путь физического и духовного самосовершенствования. В 1928 году создается Всеяпонская федерация кендо. Сегодня кендо существует как традиционно-спортивное единоборство, не имеющее прикладного значения. Таким образом, кен-дзюцу и кендо представляют собой разные виды единоборств, относящиеся соответственно  к историческим и современным единоборствам и имеющие в основе единую традицию.

       Очевидно, что единоборства можно классифицировать одновременно по нескольким основаниям, однако,  на наш взгляд,  наиболее информативной с социологической точки зрения является классификация по декларируемой цели занятий и характеру тренировочного процесса. Поставленная в рамках школы цель определяет набор и иерархию ценностей, на которые ориентирована школа и которым подчинен тренировочный процесс. Данное основание позволяет дифференцировать современные единоборства как специфически выстроенные способы деятельности и, следовательно, проследить зависимость изменений в системе ценностных ориентаций личности,  социального поведения человека от практики того или иного вида единоборства.

По указанному основанию, на наш взгляд, можно выделить следующие виды единоборств.

Спортивные единоборства. Цель, которая ставится перед практиком спортивных единоборств, - победить соперника в рамках строго определенных правил. Этой цели служат соревнования, что является характерным отличительным признаком спортивных единоборств. Несоблюдение установленных правил влечет за собой замечание или дисквалификацию спортсмена. Поединок, которому предшествует разминка и психологическая подготовка, начинается и заканчивается по сигналу судьи. В рамках соревновательного поединка спортсмен приобретает или подтверждает свою спортивную квалификацию. Поединок может проходить как в полный контакт, так и в контакт с ограничениями или без контакта. Таким образом, тренировочный процесс и психологическая подготовка в рамках спортивных видов единоборств подчинены основной цели – победе спортсмена на соревнованиях. К спортивным  следует отнести такие единоборства, как бокс, дзюдо, борьба, тэквондо, спортивные виды каратэ, кикбоксинг, панкратион, кудо, бои без правил, спортивный рукопашный бой и др.

Спортивные единоборства по критерию жесткости следует подразделить на контактно-спортивные (например, кудо, бокс) и бесконтактно-спортивные (например, Сетокан каратэ-до). Контактно-спортивные виды единоборств, в свою очередь, могут быть разделены на школы, практикующие полный контакт в поединках и школы, практикующие ограниченный контакт. Вид контакта, практикуемый в той или иной школе единоборств, во многом определяет особенности тренировочного процесса и характеризует практику единоборства.

     Прикладные (боевые) единоборства. Цель практики прикладного единоборства – готовность и способность в ситуации поединка вывести противника из строя, травмировав или физически устранив его. А.Е.Тарас справедливо подразделяет прикладные единоборства на ограниченно-боевые системы (например, полицейские системы) и системы тотального боя (уничтожения противника). В рамках ограниченно-боевых систем в практических целях присутствуют ограничения относительно степени телесных повреждений, наносимых противнику. Соревнования в боевых школах отсутствуют. Тренировочный процесс, как правило, отличается созданием жесткой обучающей среды, призванной адаптировать занимающихся к деятельности в сильных стрессовых ситуациях.

К прикладным единоборствам следует отнести прикладной рукопашный бой, боевое самбо, такие школы как русский стиль системы Кадочникова, БАРС (боевая армейская система рукопашного боя) и др.

Верный, с нашей точки зрения, сравнительный анализ прикладных и спортивных единоборств приведен А.Е.Тарасом [6].  

Традиционные единоборства. Отличительной чертой традиционных видов единоборств является присутствие в практике традиционного компонента, представленного в виде ритуалов, кодексов поведения, правил, регламентирующих тренировочные процесс. Цель практики традиционных единоборств – физическое и духовное совершенствование, достижение гармонии человека с собой и с миром. Технический компонент традиционных школ несет в себе историческую традицию, сохраненную в том или ином виде. Также отличительной чертой традиционных единоборств является отсутствие соревнований и турниров, проводимых в виде соревновательных поединков. Могут присутствовать показательные выступления или соревнования с оценкой комплексов формализованных упражнений (ката, таолу). К традиционным единоборствам следует отнести такие как ушу, капоэйра, Вин Чун, айкидо и т.д.

Сегодня можно спорить о том, что является критерием традиционной школы единоборств и следует ли относить современные школы к таковым. Действительно, в настоящее время в практике единоборств нередко стираются границы между традиционными, спортивными и боевыми единоборствами. Зачастую не удается без сомнения отнести ту или иную школу к какому-либо конкретному виду единоборств. Так сегодня существуют школы, в которых присутствует как традиционный компонент, представленный в виде определенных правил поведения, нравственных предписаний, различных ритуалов, восходящих к древней традиции, так и спортивный компонент, на который указывает наличие соревнований и турниров. К таким школам относятся, например, кендо, спортивное ушу, некоторые стили каратэ-до и др. По нашему мнению, такие школы следует классифицировать как традиционно-спортивные, т.к. именно данная категория  адекватно отражает специфику целей практики единоборства и характер тренировочного процесса. Упомянутые особенности, в свою очередь, влияют на характер структуры ценностей практикующего, отличая его от адепта чисто традиционной или чисто спортивной школы.

Итак, по декларируемой цели занятий и характеру тренировочного процесса, можно привести следующую классификацию современных единоборств:

традиционные единоборства, включающие как традиционные, так и традиционно-спортивные виды единоборств;

спортивные единоборства, подразделяемые на контактно- и бесконтактно-спортивные;

прикладные (боевые) единоборства, включающие ограниченно-боевые системы и системы тотального боя.

Таким образом, современные единоборства являются широким и многогранным явлением.  Перед общественными науками, на наш взгляд,   сегодня следует ставить задачи всестороннего анализа феномена единоборств, определения роли института единоборств в обществе, рассмотрения единоборств как фактора изменений системы ценностных ориентаций и социального поведения практикующих. На фоне разрозненных и немногочисленных попыток социологических исследований единоборств, сегодня существует задача привлечения внимания социологов к данной проблематике. Нами ведутся исследования в данной сфере, результаты которых будут опубликованы. Результаты социологических исследований в области современных единоборств составят комплекс теоретических и практических знаний, который позволит глубже представить функционирование института единоборств в современном обществе,  систему его внутренних и внешних социальных связей и его влияние на жизнь общества в целом.

 

 

Литература.

1.      КМФорум – Золотой дракон.  Красноярский молодежный форум при поддержке комитета по делам молодежи и  администрации г. Красноярска [Электрон. ресурс]: Фестиваль боевых искусств «Золотой дракон». - Красноярск, 2004. – Режим доступа: http://www.kmforum.ru/docs.php?docs=view:79

2.      Копытова Ю. Кто и зачем «кулаками машет?» // Тула (Тула). – 19.07.2002, 26.07.2002.

3.      Хо-шу-де В.А. Динамика мотивации спортсменов-каратэков // Человек как предмет познания. Материалы студенческой конференции. Институт биологии и психологии человека, СПб., 2001.    

  1. Скороходов В.В. Боевые искусства Востока в контексте межкультурных взаимодействий и досуговых интересов молодежи: Автореф. дисс. канд. культурологи. Москва, 1999.
  2. Кроп А.В. Введение в психолого-философские и педагогические основы Системы Мягкой Школы [Электрон. ресурс] –  К сожалению, к настоящему времени данный ресурс стал платным:  http://shopdc.ru/des.asp?noc=18890
  3. Боевые и спортивные единоборства: Справочник / Под общ. ред. А.Е. Тараса. – Минск, 2002.
  4. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. М.  1992.
  5. Рольф Бранд  Айкидо. Учение и техника гармоничного развития / пер. с нем. – М. 1996.