Показать сокращенную информацию

Parfentjev, Nikolaj P.
Parfentjeva, Natalya V.
Н.П. Парфентьевru
Н.В.Парфентьеваru
2008-11-03T08:11:52Z
2008-11-03T08:11:52Z
2008-09
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/798
Developing a method of researching the general and individual creative principles of masters of various regional schools in Ancient-Russian musical – written art is of great importance. The authors of this paper present a structural method of researching Ancient-Russian chants which: reveals the formula structure of the chants; reconstructs missing tracings or divorces of formula on written sources; gives a formula-by-formula synchronous comparison of singsongs (“raspevs”) of different lists and authors (since that the same formula can be written down in many different ways), as tracings, or as the simple signs forming divorces, simplifying the melodic maintenance of formulae; decodes and analyzes the formula -intonation maintenance of church chanting; reveals the basis of figurative-semantic connections of the hymnography text and singsong “raspev”. The creative principles of ancient Russian composers, embodied in their chants, are revealed through the structural-formula method. Numerous religious chants, including the best scale cycles of the most outstanding masters, are deciphered and analyzed. Receptions of revealing of compound neumes and formulae (named “popevka”, “litso”, “fita”) in ancient chants, definitions of regional and author’s features of their divorces and drawing up of summary information tables are developed. This enables research to be done on the chants of the best masters (Theodor Krestjanin, Varlaam Rogov, Ivan Lukoshkov, Loggin Shishelov, etc.), of the theory of ancient Russian musical-written art. This field of comparative research on the diverse creative processes in art promotes a deeper understanding of these processes and corresponds to a modern level of developing a science.en
Одной из фундаментальных проблем искусствознания является разработка метода проведения комплексного исследования общих и индивидуальных принципов творчества мастеров различных региональных школ в древнерусском музыкально-письменном искусстве. Предложенный авторами проекта структурно-формульный метод исследования древнерусских музыкальных произведений предполагает: выявление формульной структуры распевов; реконструкцию недостающих начертаний или разводов формул по письменным источникам; поформульное синхронное сопоставление распевов разных списков и авторов с учетом того, что одна и та же формула может быть записана либо начертаниями, либо в виде простых знамен, образующих разводы, проясняющие мелодическое содержание формул; расшифровку и анализ формульно-интонационного содержания песнопения, выявление на этой основе образно-смысловых связей гимнографического текста и распева. Благодаря использованию структурно-формульного метода выявлены творческие принципы древнерусских распевщиков, воплотившиеся в их произведениях. Расшифрованы и проанализированы многочисленные песнопения, включая масштабные циклы, являющиеся вершиной творчества наиболее видных мастеров. Разработаны приемы выявления сложных знамен и невмоформул (попевок, лиц, фит) в древних музыкальных произведениях, определения региональных и авторских особенностей их разводов и составления сводных информационных таблиц. Это дало возможность исследования произведений, созданных выдающимися мастерами (Федором Крестьянином, Варлаамом Роговым, Иваном Лукошковым, Логгином Шишеловым и др.), с точки зрения их информативности в области теории древнерусского музыкально-письменного искусства. Метод позволил также решение и многих более частных проблем. Предлагаемые подходы в области сравнительных исследований многообразных творческих процессов в искусстве способствуют более глубокому пониманию данных процессов и соответствуют современному уровню развития науки.ru
380988 bytes
application/pdf
enen
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciencesen
2008 1 (3)en
chants of ancient Russian musicen
author’s creativityen
formula variationen
formula-by-formula methods of analyses and decodingen
произведения древнерусской музыкиru
авторское творчествоru
вариантность формулru
поформульный метод анализа и расшифровкиru
On the Structural - Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical - Written Arten
О структурно-формульном методе исследования произведений древнерусского музыкально-письменного искусстваru
Journal Article
Published Journal Article
Nikolaj P.Parfentjev, Natalya V.Parfentjeva: South-Ural State University, 76 Lenin’s pr., Chelyabinsk, 454080 Russia, e-mail: gum@susu.ac.ru
Н.П. Парфентьев, Н.В.Парфентьева Южно-Уральский государственный университет 454080 Россия, Челябинск, ул. Ленина, д. 76ru
385-390
http://elib.sfu-kras.ru:8080/bitstream/2311/798/3/10_Parfentiev.pdf


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию