Показать сокращенную информацию

Ростовцева, Марина Викторовна
Шайдурова, Ольга Валерьевна
Гончаревич, Наталья Алексеевна
Ковалевич, Игорь Анатольевич
2018-02-07T07:30:06Z
2018-02-07T07:30:06Z
2017-02
Ростовцева, Марина Викторовна. Features of social perception in adolescence [Текст] / Марина Викторовна Ростовцева, Ольга Валерьевна Шайдурова, Наталья Алексеевна Гончаревич, Игорь Анатольевич Ковалевич // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. — 2017. — № 1. — С. 81-94
http://vestnik.nspu.ru/article/2188
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/69920
Проблема и цель. Актуальность исследования обусловлена важностью понимания специфики перцептивных процессов в подростковом возрасте, которые в значительной степени определяют восприятие и понимание других людей, определяют эффективность процесса коммуникации, взаимоотношений и способов осуществления совместной деятельности. Цель статьи – изучить особенности социальной перцепции подростков через исследование ее основных компонентов: эмпатии, социальной рефлексии и каузальной атрибуции. Материалы и методы: исследование проводилось с помощью психодиагностического комплекса, включающего в себя следующие методики: тест «Эмпатические способности» В. В. Бойко, «Методика диагностики уровня развития рефлексивности», опросник А. В. Карпова, «Методика изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга, методика А. А. Бодалева. Основные результаты заключаются в выявлении особенностей социальной перцепции школьников девятых классов города Красноярска. Выборку исследования составили 133 школьника 15–16 лет. Были выделены три собирательных образа подростков, исходя из особенностей их социальной перцепции. Для самой многочисленной группы характерны средний уровень эмпатийности, средний уровень рефлексивности и тип каузальной атрибуции «с фиксацией на самозащите». У меньшей по численности группы подростков диагностированы заниженный уровень эмпатии, низкий уровень рефлексивности и тип каузальной атрибуции «с фиксацией на удовлетворении потребностей». Для самой малочисленной группы подростков характерными являются очень высокий уровень эмпатии, высокий уровень рефлексивности и тип каузальной атрибуции «с фиксацией на препятствии». Результаты исследования показали, что цвет волос, глаз, телосложение являются в глазах большинства подростков наиболее значимыми отличительными элементами облика человека. В заключение делается вывод о том, что существуют проблемы формирования у школьников эмпатийности и рефлексивности как важнейших компонентов, обеспечивающих эффективность межличностных коммуникаций в процессе социализации и развития личности, что требует разработки средств, техник, технологий и методов, способствующих развитию социальной перцепции.
социальная перцепция
социальное взаимодействие
рефлексия
эмпатия
каузальная атрибуция
подростки
общение
Features of social perception in adolescence
Journal Article
Journal Article Preprint
81-94
15.31.31
2018-02-07T07:30:06Z
10.15293/2226-3365.1701.06
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра современных образовательных технологий
Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin
без квартиля


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию