Космология и телеология: целесообразность в исследовании вселенной в свете «Критики способности суждения» Канта
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/3030Автор:
Нестерук, А.В.
Nesteruk, Alexei V.
Дата:
2012-09Аннотация:
This paper investigates the delimiters in cosmological research which originate in the structure of
the human knower, in particular, how the purposiveness of human actions cascades towards the
purposiveness of cosmological research. It is not dealing with a traditional teleology, which would
imply the study of the purposiveness of the universes physical evolution. It rather deals with a
formal purposiveness of cosmology related to the explicability of the universe. This explicability
is linked to the human intentional search for the sense of its own existence in the universe, so that the
purpose of explanation in cosmology is related to the explication of the human condition. It is argued,
in particular, that the theoretical representations of the universe as a whole and the Big Bang (as
the encapsulated origin of the universe) act as the telos of cosmological explanation and, hence, as
well, as the telos of anthropological explanation related to the origin of individual persons at birth. As
a historic-philosophical reference, the method of Kants Critique of Judgment is used, which is quite
novel and unexpected in questions related to the philosophy of science. В этой статье мы продолжаем обсуждать ограничения в космологическом исследовании,
проистекающие из природы познающего субъекта. В частности, какова природа ограничений,
следующих из целесообразности, присущей человеческой деятельности. Затрагивая
телеологическое измерение космологии, мы имеем в виду не традиционное представление о
телеологии мира, связанное с его целенаправленным физическим развитием. Мы рассматриваем
другую, выражаясь языком Канта, формальную целесообразность космологии, исходящую
из представления о цели космологического исследования как экспликации вселенной для
самопрояснения и самоутверждения человека в ней. Телос космологического исследования
оказывается соотнесенным с телосом антропологии как экспликации сущности человека.
Именно этот телос служит ограничителем в выборе стратегий космологического
исследования. Мы прослеживаем активное присутствие такого телоса в двух предельных
космологических представлениях: вселенной как целом и так называемом Большом Взрыве
(начальном условии вселенной), соотнося их с телосом антропологического объяснения начала
человеческой личности в акте рождения. Историко-философским источником нашего анализа
является «Критика способности суждения Канта», что достаточно ново в плане применения
Кантовских идей к вопросам философии науки. В этом смысле наш анализ показывает
непреходящую актуальность кантовских идей.