Конституирование идентичности вселенной: апофатизм и трансцендентальные ограничения в космологии
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2735Автор:
Нестерук, А.В.
Nesteruk, Alexei V.
Дата:
2012-03Аннотация:
The paper discusses the limits in knowability of the universe in modern cosmology which arise from the
human condition. We argue that the alleged identity of the universe as a whole can only be approached
apophatically, that is refusing exhaustibility of truth through either positive or negative assertions
of this identity in the scientific discourse. Thus any commitment to realism must be abandoned and
the objectivity of the universe can acquire no more than a weak sense of a construct, that is of
constituted reality. Seen in this way the discourse of the universe becomes involved in historicity of the
human rationality, so that the reality of the universe can only be understood as having its origin in its
historically contingent disclosure by human beings. The fundamental incommensurability between the
universe and embodied humanity, as well as intrinsic non-attunement of humanity with the universe,
are manifested in communion with universe through existential anxiety of being displaced in it. It is
from within this anxiety that one can identify transcendental delimiters which act in cosmological
knowledge. In particular, we discuss the meaning of the cosmological principle as a transcendental
principle of explicability of the universe related to the inherent ability of human rationality to grasp the
presence of the finite infinitude. We point out that this principle, being methodological for cosmological
research, has some teleological overtones (linked to the active telos of cosmological explanation)
related to the essence of the human condition. В статье обсуждаются ограничения познаваемости вселенной, вытекающие из специфики
человеческого состояния. Проводится точка зрения, что в отношении так называемой
идентичности вселенной можно установить лишь апофатический подход, состоящий в отказе
от попыток исчерпать истину космологических определений в строго научном дискурсе.
Это влечет за собой необходимость ослабить требование строгого реализма в космологии.
Реализм может получить статус «слабой» объективности, содержащей в себе условия и сам
процесс конституирования реальности вселенной в космологии. Раскрытие смысла вселенной
оказывается неразрывным образом связанным с историчностью процесса познания, его
случайностью. Познание вселенной характеризуется принципиальной несоизмеримостью
человека и вселенной, а также его не-сонастроенностью со вселенной, выражающейся в
экзистенциальной тревоге и отсутствии онтологической привязки во вселенной. Именно такая
тревога порождает ограничения на познание вселенной. Само желание эксплицировать смысл
человеческого существования становится целью космологического исследования: для того,
чтобы познать человека, нужно познать смысл его места во вселенной, то есть смысл самой
вселенной. В статье проводится детальное обсуждение так называемого космологического
принципа, в отношении которого показано, что он является трансцендентальным
ограничителем на познание вселенной, имеющим телеологические коннотации, присущие
человеческой активности и, в частности, устремленности человека во вскрытии смысла
вселенной.