Показать сокращенную информацию

Afanasieva, Evdokiya N.en
Ivanova, Raissa P.en
Афанасьева, Е.Н.ru_RU
Иванова, Р.П.ru_RU
2016-10-30T14:48:34Z
2016-10-30T14:48:34Z
2016-10
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/26359
The article deals with the problem of linguistic contacts and their impact on worldview of the Evenk and Sakha. Mythology, language and folklore of these peoples have common features. The concept of the universe has three levels in both cultures. The God is in heaven, people are in the middle world, devils are in the lower world. In the Sakha epic heaven is the place of not only gods but also some evil spirits and ancestors. The Evenk imagine heaven as paradise, no evil spirits live there. The warriors of the middle world travel to the upper world to search for the brides. Close contacts and neighbouring during long-time period and family ties between the Evenk and Sakha had led to the formation of the common conceptual space based on religious and cultural syncretism, intermixture of the mythological and epic worldviewen
Многие исследователи объясняют общность алтайских языков как результат языковых контактов. В статье рассматриваются связи между эвенкийской и якутской лингвокультурами. В результате многовековых контактов и соседства у этих народов сформировалась единая концептуальная система мировосприятия. В мифологической картине мира основу мироздания составляет триада небо-человек-земля. В эпической поэзии Саха Вселенная представлена в виде исполинского дерева Аал Луук Мас, на котором расположены три среды существования человека, верхний, средний и нижний миры. Небо является средой обитания не только небожителей, но и некоторых злых духов. В среднем мире обитают люди айыы. Нижний мир населяют племена абааhы (злые духи). Жизнь на Земле зависит от расположения небесных духов, а от обитателей нижнего мира исходит угроза для жизни людей. Земля и небо составляют единое целое, небо как духовное начало, а земля как материальная сущность, зависящая от неба. В эвенкийском эпосе вселенная Буга состоит из трех уровней: верхний мир Угу Буга, средний мир Дулин Буга (или Сивир), нижний мир Хэргу Буга. Верхний мир описывается как страна вечного лета, тепла и благополучия. В нем обитает божество Сэвэки – творец среднего мира. Богатыри среднего мира в поисках невест поднимаются на верхний мир, где обитают дочери Солнца (Дылача Хунадин), Луны и созвездий (Бега Хунадин). Буга означает также верховное существо, управляющее силами природы, жизнью тайги, животных и человеческого родаru_RU
enen
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
Evenken
Sakhaen
Altaic languagesen
concepten
linguistic contactsen
epicen
mythologyen
Yakutiaen
алтайские языкиru_RU
якутский языкru_RU
эвенкийский языкru_RU
эпосru_RU
концептru_RU
когнитивная системаru_RU
языковые контактыru_RU
The Sakha and the Evenk: Fundamentals of Common Conceptual Spaceen
Саха и эвенки: основы единого концептуального пространстваru_RU
Journal Article
Published Journal Article
Afanasieva, Evdokiya N.:Mirny Polytechnic Institute (branch) of Ammosov North-Eastern Federal University 5/1 Tikhonova Str., Mirny, Sakha Republic, 678170, Russiaen
Ivanova, Raissa P.:Mirny Polytechnic Institute (branch) of Ammosov North-Eastern Federal University 5/1 Tikhonova Str., Mirny, Sakha Republic, 678170, Russia; E-mail: Raissa1@yandex.ru, Lukow@mail.ruen
Афанасьева, Е.Н.:Политехнический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» в г. Мирном Россия, 678170, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Тихонова, 5/1ru_RU
Иванова, Р.П.:Политехнический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» в г. Мирном Россия, 678170, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Тихонова, 5/1ru_RU
2298-2304ru_RU
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences;2016 9 (10)en


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию