Формирование российской сибирской идентичности в ксилографии красноярских мастеров
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2608Автор:
Герасимова, Е.А.
Sertakova, Ekaterina A.
Герасимова, А.А.
Gerasimova, Anna A.
Дата:
2011-12Аннотация:
This article concerns such a topical modern problem as a loss of identity by the Russian citizens
in general and by the residents of the Krasnoyarsk region in particular. Nowadays, the uniqueness
of the Siberian character, local nature and life in the Siberian region is perceived differently from
the way it was perceived in the past. Influence of the western cultures which change ideas about
traditions, norms and values is becoming very significant. As never before, the regional culture of
the Krasnoyarsk region needs models, which can vividly illustrate Siberian identity, inspire Siberian
self-awareness and evoke pride for the small motherland. Work of arts, which have deep ideas and
meanings in their present sensuous form, may become such models. As an example to prove this
assumption we considered such a type of fine art as graphics and its form - xylography. From the
graphical work of arts, which take part in the formation of the Siberian identity, the works of the
Siberian school of xylography by Herman Pashtov have been chosen. The target of their analysis is to
identify the mental characteristics of Siberia and Siberians, whose viewers can perceive by looking at
xylography. The methodological base consists of the theoretical abstracts of the modern theory of fine
art and development of the theory of art critics. As the result of their analysis it was discovered that in
the works of the Krasnoyarsk craftsmen of the Siberian school of xylography, the images of Siberia in
different manifestations (the city, nature, people, relationships, etc.) illustrate ideas, which contribute
to the formation of the Siberian identity. В настоящей статье уделяется внимание такой актуальной проблеме современности, как
утрата идентичности жителями России вообще и жителями Красноярского края в частности.
Уникальность сибирского характера, местной природы, жизни в Сибирском регионе стала
восприниматься совершенно иначе, чем в прошлом. Слишком активно стало инокультурное
влияние западных стран, изменяя в обществе представления о традициях, нормах, ценностях.
Как никогда раньше региональная культура Красноярского края стала нуждаться в эталонах,
способных наглядно продемонстрировать сибирскую идентичность, пробудить самосознание
людей в качестве сибиряков, вызвать чувство гордости за свою малую Родину. Такими
эталонами могут выступать произведения искусства, несущие в своей чувственно-явленной
форме глубокие идеи и смыслы. В качестве примера, доказывающего данную гипотезу, был взят такой вид изобразительного искусства, как графика, и его разновидность - ксилография.
Из графических произведений искусства, участвующих в процессах формирования сибирской
идентичности, были выбраны работы мастеров Сибирской школы ксилографии Германа
Паштова. Цель их анализа - выявление ментальных характеристик Сибири, Красноярска,
сибиряков, которые могут быть считаны зрителями из произведений. В качестве методологии
использовались теоретические положения современной теории изобразительного искусства,
а также разработки теории художественной критики. В результате их рассмотрения
было выявлено, что в работах красноярских мастеров Сибирской школы ксилографии образы
Сибири в различных ее проявлениях (город, природа, люди, отношения и т.д.) действительно
демонстрируются идеи, способствующие формированию сибирской идентичности.