Экспериментально-теоретические исследования теплового состояния приборного отсека фоторазведчика
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2343Автор:
Николаев, В.Н.
Nikolaev, Vladimir N.
Дата:
2011-06Аннотация:
Разработана математическая модель теплового состояния отсека приборного продуваемого
теплоизолированного отсека фоторазведчика. Решены прямая и обратная задачи теплообмена,
определены доверительные интервалы оценок параметров.
Проведение лётных и стендовых испытаний бортового оборудования, расположенного
в продуваемом теплоизолированном отсеке самолёта, требует математического
моделирования теплового состояния приборного отсека. Математическую модель приборного
продуваемого теплоизолированного отсека с системой обеспечения теплового режима
представим системой одномерных уравнений теплоизолированной обшивки и обыкновенных
дифференциальных уравнений теплообмена внутренней поверхности теплоизоляции обшивки,
бортового оборудования, воздуха и переноса энтальпии из системы обеспечения теплового
режима.
Для решения прямой задачи теплового состояния отсека одномерные уравнения для
теплоизолированной обшивки дискретизируются по пространственной переменной по
методу Галёркина, использующему кусочно-линейный базис. Решение обратной задачи,
то есть оценивание коэффициентов модели, сводится к минимизации взвешенной
суммы квадратов невязок между заданными по принятому критерию значениями и
соответствующими значениями, полученными в ходе расчётов по уравнениям модели.
Для минимизации функции использовали сочетание метода наискорейшего спуска,
квазиньютоновского метода Бройдена-Флетчера-Гольдфарба-Шэнно и метода
Ньютона.
Доверительные интервалы оценок коэффициентов нелинейной математической модели
теплового состояния отсека целесообразно определять с помощью ковариационной матрицы
ошибок оценок искомых коэффициентов модели.
Параметрическую идентификацию провели по измеренным в отсеке температурам
поверхности одного из блоков и внутренней поверхности теплоизоляции обшивки в районе
этого блока. При этом использовали результаты измерений для холодного типа климата в
типовом режиме полёта фоторазведчика.
Для экспериментальной проверки предложенной модели на различных режимах полёта и
воздушной среды за бортом, а также на элементах приборного отсека рассчитанные по модели
температуры элементов отсека сравнивали с измеренными значениями. Проверка показала,
что построенная математическая модель теплового состояния приборного отсека адекватна
реальному тепловому состоянию негерметичного продуваемого теплоизолированного отсека
фоторазведчика. The mathematical model of the venting heat-insulated instrument bay of the photographic
reconnaissance plane thermal state is developed. The direct and inverse problems of heat exchange
are solved, the confidence intervals of estimated parameters are determined.
Mathematical modeling of the instrument compartment thermal state is needed for the conducting of
flight and bench tests of airborne equipment located in the venting heat-insulated compartment of the
aircraft.
Mathematical model of the venting heat-insulated instrument compartment with the thermal conditions
supporting system is represented by the system of one-dimensional equations of heat-insulated skin
and ordinary differential heat transfer equations of the inner surface of thermal insulation of skin,onboard equipment, air and enthalpy transport from the thermal conditions supporting system.
In order to solve the direct problem of the compartment thermal state, one-dimensional equations for
heat-insulated skin are discretized with respect to the space variable by the Galerkin method that uses
a piecewise-linear basis.
Solving of the inverse problem, i.e. estimation of the coefficients of the model equation is reduced to the
minimization of the weighted sum of quadratic residuals between the values specified by the adopted
criteria and the corresponding values obtained during the calculations by the equations of the model.
A combination of steepest descent method, quasi-Newton method of Broyden - Fletcher -Goldfarb -
Shenno and the Newtons method was used to minimize a function.
It is reasonable to define confidence intervals of estimated coefficients of the nonlinear mathematical
model of the compartment thermal state by the covariance matrix of estimation errors of the desired
coefficients of the model equation.
Parametrical identification was carried out by the measured in the compartment surface temperatures
of one of the blocks and the inner surface of the heat insulation sheathing around the block. In this
case, the measurement results for a cold climate in a typical flight mode of a photoreconnaissance
plane were used.
For the purpose of experimental verification of the proposed model in different flight modes and air
overboard, as well as on elements of the instrument compartment, temperatures of the compartment
elements calculated by the model were compared with measured values.
The verification showed that the constructed mathematical model of the instrument compartment
thermal state is adequate to the real thermal state of unpressurized venting heat-insulated compartment
of the photoreconnaissance plane.