Показать сокращенную информацию
Versions of the “Man – Bear Combat” Plot in the Works of Siberian Writers
Автор | Nepomniashchikh, Natalia A. | en |
Автор | Непомнящих, Н.А. | ru_RU |
Дата внесения | 2015-07-31T07:01:49Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2015-07-31T07:01:49Z | |
Дата публикации | 2015-06 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/19685 | |
Аннотация | Some typical recurrent plots such as a plot of human – bear interaction are characteristic to the literature of the Native Siberians. A plot of a combat between a man and a bear is present at the works of almost all Siberian writers. This is due both to the circumstances of life in the taiga where it is difficult to avoid a meeting with that animal and to the folklore traditions. Many Siberian peoples worshipped the bear; the bear was considered to be the human’s ancestor. The Mansi, Khanty, Nanai, Nivkh, Tofalar, Even, and Evenki peoples celebrated the special bear festival. The bear cult is supposed to be very ancient. The fact that it is common for the people belonging to different language groups proves the similarity in their way of living determined by the similar geographic factors. The article discusses two versions of the “man – bear combat” plot. The first version is typical of V. Sangi’s writings. It considers a combat as an ordeal which is successfully overcome by a character. G. Keptuke’s book gives another version of the plot. A character is maimed in a combat because of his conceit and violation of an ancient custom. The plot describing an encounter of a man with a bear is one of the most common in the works of Siberian writers | en |
Аннотация | Для литератур народов Сибири характерны некоторые устойчивые повторяющиеся сюжеты, таковыми являются, например, сюжеты о взаимодействии человека и медведя. Сюжет о поединке человека с медведем есть почти у всех сибирских писателей, что объясняется как таежными суровыми условиями жизни, при которых сложно избежать встречи в тайге с этим зверем, так и фольклорными традициями. У многих народов существовал культ медведя, он считался предком человека: у манси, хантов, нанайцев, нивхов, тофаларов, эвенков, эвенов был посвященный медведю медвежий праздник. Культ этот, по свидетельствам ученых, очень древний, а его широкая распространенность среди народов, принадлежащих к разным языковым группам, обусловлена в первую очередь географией расселения, сходным бытом, условиями жизни. В статье рассмотрены два варианта сюжета «поединок человека с медведем». Первый вариант часто встречается в книгах В. Санги: поединок становится для героя серьезным испытанием, которое он успешно проходит. В книге Г. Кэптукэ представлен иной вариант развития сюжета: герой поплатится за свою самонадеянность и нарушение древнего обычая и будет наказан увечьем. Сюжет о столкновении человека и медведя – один из самых распространенных в литературе сибирских писателей | ru_RU |
Язык | en | en |
Издатель | Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University. | en |
Является частью серии | Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences;2015 8 (7) | en |
Тема | plot | en |
Тема | motif | en |
Тема | a combat between a man and a bear | en |
Тема | Nivkh literature | en |
Тема | Evenki literature | en |
Тема | сюжет | ru_RU |
Тема | мотив | ru_RU |
Тема | поединок человека и медведя | ru_RU |
Тема | нивхская литература | ru_RU |
Тема | эвенкийская литература | ru_RU |
Название | Versions of the “Man – Bear Combat” Plot in the Works of Siberian Writers | en |
Альтернативное название | Варианты сюжета «поединок человека с медведем» в творчестве сибирских писателей | ru_RU |
Тип | Journal Article | |
Тип | Published Journal Article | |
Контакты автора | Nepomniashchikh, Natalia A.:Institute of Philology of SB RAS 8 Nikolaev Str., Novosibirsk, 630090, Russia; E-mail: alkat@ngs.ru | en |
Контакты автора | Непомнящих, Н.А.:Институт филологии СО РАН Россия, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 | ru_RU |
Страницы | 1427-1435 |