Показать сокращенную информацию

Burmaga, Svetlana V.en
Бурмага, С.В.ru_RU
2015-06-30T09:14:52Z
2015-06-30T09:14:52Z
2015-06
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/16875
The article analyzes new communication opportunities, arising in the system of education with the use of modern information technologies. Basing on socio-philosophical analysis, the author proves that obvious advantages are accompanied by the problems, many of which are of alienation character. These are, in particular, violation of traditional subject-object relations at the university as well as formation of new distant relations among the youth. Specific features of interaction of information and education largely determine potential directions of all social institutions’ development. With this regard socio-philosophical analysis is of a particular relevance, since the philosophy of information in Russia is intensively developing and plays an increasingly important role in science due to the on-going process of the global information society formation. One of the consequences of the accelerated reform of the educational sphere, aiming at the introduction of information technologies, is alienation among the youth and students in particular. Modern society is characterized by strengthening of many links in it. As for the educational system, the information society turns it into a manufacturer of the production means, a human intelligence generator. This results in the fact that the elements inherent to the economic institute appear in it. Currently it is possible to say that a human exists in different educational spaces simultaneously, some of which are interrelated and inter-supplemental, but others are either poorly linked or autonomous to a great extent. The process of informatization and computerization of society favours the formation of information educational subspace. The computer with its rich operating system contributes to the dialogue of different cultures. A human’s formation in the educational process can be shaped by the process of information movement and accumulation. In this case it is considered to be a sort of evolutionary information process. Consequently, informatization must become an important element of state policy in the field of education, especially for Russia, since modernization of Russia, being a manifestation of a new great innovation cycle, is impossible without informatization of culture and processes and structures linked to it. Adaptation in contemporary social and information environment is determined by the necessity of a subject of education’s spiritual development. This presupposes not only a human’s knowledge, competence, and intelligence, but also the culture of his / her activities, relations, ethics, modern worldview, his / her following social and legal as well as moral norms, being careful to moral values. One of the main causes of inactive transition to the information education, based on innovations, use of new information technologies, latest achievements of economy, science, and pedagogical thought, is pedagogical conservatism with its old traditional methods of teaching. Differentiation in modern education presupposes integration of many academic subjects through interdisciplinary links. Global educational environment contributes to integration of humanitarian and natural-science subjects. This involves finding sources of interdisciplinary links and means of their implementation via offering unique techniques. This process aims at the formation of system of scientific thinking, ecological and information culture, creative activity and high morals, the qualities leading to successful adaptation, life and work in global information societyen
В статье анализируются новые коммуникационные возможности, возникающие в образовательной системе при использовании современных информационных технологий. Проведя социально-философский анализ, автор доказывает, что наряду с явными преимуществами возникают проблемы, многие из которых носят характер отчуждения. В частности нарушаются не только традиционные субъект-объектные связи в вузе, но и формируются новые дистанционные отношения в молодежной среде. Особенности взаимодействия информации и образовательной сферы во многом определяют потенциальные направления развития всех социальных институтов. Социально- философский анализ в этом плане приобретает особую актуальность, поскольку философия информации в России интенсивно развивается и играет все большую роль в науке благодаря развертыванию процесса становления глобального информационного общества. Одним из следствий ускоренного реформирования образовательной сферы в направлении внедрения информационных технологий являются отчуждения в молодежной вообще и в студенческой среде в частности. Современный уровень развития общества характеризуется усилением многих связей в нем. В том числе система образования становится в информационном обществе производителем средств производства, производителем человеческого интеллекта и по этой причине у него появляются элементы, присущие экономическому институту. В настоящее время можно говорить о том, что человек существует одновременно в различных образовательных пространствах, некоторые из них взаимосвязаны и взаимодополнительны, но другие слабо связаны между собой или же практически автономны. Процесс информатизации и компьютеризации общества способствует формированию своего информационного образовательного подпространства. Компьютер со своей богатой операционной средой служит диалогу различных культур. Формирование человека в процессе образования может моделироваться процессом движения и накопления информации, т.е. мыслиться как своего рода эволюционный информационный процесс. Вследствие этого информатизация должна стать важнейшим элементом государственной политики в области образования, особенно для России, ибо модернизация России как проявление нового большого инновационного цикла без информатизации культуры и сопряженных с ней процессов и структур просто невозможна. Адаптация в современной социально-информационной среде обусловлена необходимостью развития духовного начала у субъекта обучения, что предполагает не только наличие знаний, компетентности и интеллекта субъекта, но и культуры деятельности, культуры отношений, этики, современного мировоззрения, соблюдение им социально-правовых норм и норм морали, бережное отношение к нравственным ценностям. Одной из основных причин инертности перехода к информационному образованию, основанному на инновациях, использовании новых информационных технологий, на современных достижениях экономики, науки и педагогической мысли, является педагогический консерватизм, опирающийся на традиционные методы обучения. Дифференциация в современном образовании предполагает наличие интеграции множества учебных дисциплин на основе реализации межсистемных связей. Через общую образовательную среду различные гуманитарные и естественно-научные предметы интегрируются, что заставляет находить источники межпредметных связей и средства их реализации, предлагая авторские методики. Целью этого процесса является формирование у учащихся системного научного мышления, экологической и информационной культуры, творческой активности и высокой нравственности – качеств, которые позволят им успешно адаптироваться, жить и работать в глобальном информационном обществеru_RU
enen
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences;2015 8 (6)en
communication potentialen
information technologiesen
educational spaceen
alienationen
global information societyen
information resourceen
коммуникационный потенциалru_RU
информационные технологииru_RU
образовательное пространствоru_RU
отчуждениеru_RU
глобальное информационное обществоru_RU
информационный ресурсru_RU
Communication Potential of Information Technologies in Global Educational Spaceen
Коммуникационный потенциал информационных технологий в глобальном образовательном пространствеru_RU
Journal Article
Published Journal Article
Burmaga, Svetlana V.:Siberian Federal University 79 Svobodny, Krasnoyarsk, 660041, Russia; E-mail: svb.704@yandex.ruen
Бурмага, С.В.:Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79ru_RU
1144-1155


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию