Показать сокращенную информацию
Clichés of the Soviet Ideology in the Praising Compositions by D. Shostakovich
Автор | Naiko, Natalya M. | en |
Автор | Найко, Н.М. | ru_RU |
Дата внесения | 2015-03-31T04:42:18Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2015-03-31T04:42:18Z | |
Дата публикации | 2015-03 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/16728 | |
Аннотация | The oratorio “The Song of the Forests” and the cantata “The Sun Shines over Our Motherland” were created by D. Shostakovich due to “social services commissioning”. In the verses by E. Dolmatovsky there is high concentration of clichés endowed with the propagandistic function. In the same way that the official state language approves a set of speech patterns or clichés, in music a special intonation vocabulary is formed. Its basis are typified musical momentum that model the speaker’s tone as well as some genre signs that reflect the spirit of the age, representing the ideological principles. In the both compositions Shostakovich used the complex of regulations that were enshrined in the national musical practice of intonation patterns of that period of time, marked by the communist ideology. At that, the elements of the genre model of march, fanfare formulas, etc. display the ability to function separately or in combination with the other elements of the genre models. Connection of the number of typified melodic, rhythmic and textural formulas with a certain range of values, ideas and images in their autonomy and mobility indicates their similarity with the rhetorical decorations – the rhetorical figures. The rhetorical figures, studied in the article differ in their genesis and immediacy of the emotional impact. With that, their joint moments are: communicative orientation and the ability to influence the minds of people, the task of formation of the feeling of belonging to a particular social community, the function of involvement of the audience in a general emotional state and infusion of a sense of pride. The method of composition, based on the principle of combining the elements of the propagandist-agitator’s phrase book, bears evidence of creative emancipation of the author and absence of clichés in his consciousness | en |
Аннотация | Создание Д. Шостаковичем оратории «Песнь о лесах» и кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» было данью «соцзаказу». В стихах Е. Долматовского высока концентрация трафаретных оборотов, наделенных пропагандистской функцией. Подобно тому как в официальном государственном языке утверждается набор шаблонных выражений, языковых клише, в сфере музыкального языка формируется особый интонационный словарь. Базой для него становятся типизированные музыкальные обороты, моделирующие ораторскую интонацию, и некоторые жанровые знаки, отражающие дух эпохи, репрезентирующие идеологические установки. Шостакович в обоих произведениях использует комплекс нормативных, закрепленных в отечественной музыкальной практике того времени интонационных моделей, отмеченных печатью коммунистического мировоззрения. При этом элементы жанровой модели марша, фанфарные формулы и т.д. обнаруживают способность функционировать обособленно либо сочетаясь с элементами иных жанровых моделей. Связь ряда типизированных мелодических, ритмических, фактурных формул с определённым кругом значений, идей, образов при их автономности и мобильности указывает на их подобие риторическим decoration – тропам. Рассмотренные в статье риторические фигуры различаются по своему генезису и непосредственности эмоционального воздействия. Вместе с тем их общими моментами остаются: коммуникативная направленность и возможность влиять на сознание людей; задача формирования у массы людей ощущения своей принадлежности к определенной социальной общности; функция вовлечения слушателей в некоторое общее эмоциональное состояние, внушения чувства гордости. Метод композиции, основанный на принципе комбинирования элементов из фразеологического словаря пропагандиста-агитатора, свидетельствует о творческой раскрепощенности автора, незаштампованности его сознания | ru_RU |
Язык | en | en |
Издатель | Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University. | en |
Является частью серии | Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences;2015 8 (3) | en |
Тема | Shostakovich | en |
Тема | oratorio “The Song of the Forests” | en |
Тема | cantata “The Sun Shines over Our Motherland” | en |
Тема | musical rhetorical figures of the Soviet Russia | en |
Тема | Шостакович | ru_RU |
Тема | оратория «Песнь о лесах» | ru_RU |
Тема | кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» | ru_RU |
Тема | музыкально-риторические фигуры советской России | ru_RU |
Название | Clichés of the Soviet Ideology in the Praising Compositions by D. Shostakovich | en |
Альтернативное название | Клишированная лексика советской идеологии в славильных сочинениях Д. Шостаковича | ru_RU |
Тип | Journal Article | |
Тип | Published Journal Article | |
Контакты автора | Naiko, Natalya M.:Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre 22 Lenin Str., Krasnoyarsk, 660049, Russia; E-mail: mikinai@ya.ru | en |
Контакты автора | Найко, Н.М.:Красноярская государственная академия музыки и театра Россия, 660049, Красноярск, ул. Ленина, 22 | ru_RU |
Страницы | 414-428 |