Показать сокращенную информацию

Дегтяренко, К.А.ru_RU
Ермаков, Т. К.ru_RU
Degtyarenko, Ksenia A.en
Ermakov, Tikhon K.en
2025-03-27T09:52:42Z
2025-03-27T09:52:42Z
2025-03
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/155043
Цифровая трансформация культуры, обусловленная развитием как технологии, так и социального пространства, становится всё более значимым предметом рефлексии в гуманитарном знании. Обращаясь к особенностям современного цифрового пространства, эвристически оправданным становится обращение к концепциям, возникавшим ещё в состоянии предчувствия грядущих трансформаций, одной из которых является «фантоматика» С. Лема. Изначально являясь моделью, описывающей возможное состояние потери ощущения реального в результате развития биотехнологий, фантоматика использовалась в качестве концептуального инструмента преимущественно в середине XX века, после чего её значение как концептуальной модели снижается, а на смену ей приходят более известные концепции симулятивного и гиперреального. Используя фантоматический язык описания применительно к проблеме кибертекста, обозначенной Э. Аарсетом, можно обозначить проблему перехода во взаимоотношении между реальным и виртуальным. Во-первых, существует переход между реальным и виртуальным, анализ которого является значимой проблемой внутри концепции фантоматики, но слабо освещённый другими концепциями анализа виртуальности. Во- вторых, фантоматическая призма фокусирует внимание на проблеме умений человека, которые также могут становиться своеобразной границей, поскольку требуют «обучения» использованию виртуальных инструментов, что находится за пределами фантоматического опытаru_RU
The digital transformation of culture, caused by the development of both technology and social space, is becoming an increasingly significant subject of reflection in the humanities. When addressing the specifics of modern digital space, it becomes heuristically justified to turn to concepts that arose in the state of anticipation of future transformations, one of which is S. Lem’s “phantomatics”. Initially a model describing a possible state of loss of the sense of the real as a result of the development of biotechnology, phantomatics was used as a conceptual tool mainly in the middle of the 20th century, after which its significance as a conceptual model declined, and it was replaced by better-known concepts of the simulative and hyperreal. Using the phantomatic language of description in relation to the problem of cybertext, outlined by E. Aarseth, one can outline the problem of transition in the relationship between the real and the virtual. Firstly, there is a transition between the real and the virtual, the analysis of which is a significant problem within the concept of phantomatics, but poorly illuminated by other concepts of virtuality analysis. Secondly, the phantomatic prism focuses attention on the problem of human skills, which can also become a kind of boundary, since they require “training” to use virtual tools, which is beyond the phantomatic experienceen
ruru_RU
Journal of Siberian Federal University. Сибирский федеральный университетen
фантоматикаru_RU
кибертекстru_RU
искусственный интеллектru_RU
гиперреальностьru_RU
phantomaticsen
cybertexten
artificial intelligenceen
hyperrealityen
Концепция «фантоматики» С. Лема в контексте соотношений кибертекста и искусственного интеллектаru_RU
The S. Lem’s “Phantomatic” Concept in Context of Relationship Between Cybertext and Artificial Intelligenceen
Journal Articleru_RU
Дегтяренко, К.А. : Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярскru_RU
Ермаков, Т. К.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярскru_RU
Degtyarenko, Ksenia A.: Siberia Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation; akseniya.krupkina@mail.ruen
Ermakov, Tikhon K. : Siberia Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation; erm-tihon@mail.ruen
516–525ru_RU
Журнал Сибирского федерального университета. 2025 18(3). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2025 18(3)en
EDDXCV


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию