Философия истины Мартина Хайдеггера как теория культуры, искусства
Автор:
Копцева, Н. П.
Koptseva, Natalia P.
Дата:
2025-02Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2025 18(2). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2025 18(2)Аннотация:
Теория культуры, искусства опирается на философские концепции,
включая как эстетику, так и онтологию и теорию познания. Теория современного
искусства, культуры в концептуальном отношении основывается не только
на философии искусства XX–XXI вв., в значительной степени она представляет собой
инвариант эстетико‑философских концепций, связанных с теорией и философией
романтизма, с пафосом свободы как художника, мастера, так и зрителя, реципиента.
Онтология и теория познания Мартина Хайдеггера (1889–1976), созданные в середине
1920‑х гг., перевернули философское мышление не только в его «цеховом» варианте,
но и в рецепциях хайдеггеровской философии в области теории искусства и даже
художественных практик XX–XXI вв. В статье раскрываются те особенности
хайдеггеровской онтологии и теории познания периода так называемого позднего
Хайдеггера, которые оказали существенное воздействие на формирование эстетики
современного искусства. Изменяется сам стиль философии. Отныне это не философии
теорий и систем, а философское размышление над указаниями «избранных» поэтов,
избранных мастеров искусства, чей пафос свободы как позволения‑сущему‑быть‑
самим‑собой сопровождал их всю земную жизнь The theory of culture and art is based on philosophical concepts, including
aesthetics, ontology and the theory of knowledge. The theory of contemporary art and
culture is conceptually based not only on the philosophy of art of the 20th‑21st centuries,
to a large extent it is an invariant of aesthetic and philosophical concepts associated
with the theory and philosophy of romanticism, with the pathos of freedom of both the
artist, master, and the viewer, recipient. The ontology and theory of knowledge of Martin
Heidegger (1889–1976), created in the mid‑1920s, turned philosophical thinking upside
down not only in its “guild” version, but also in the receptions of Heidegger’s philosophy
in the field of art theory and even artistic practices of the 20th‑21st centuries. The article
reveals those features of Heidegger’s ontology and theory of knowledge of the period of
the so‑called “late” Heidegger, which had a significant impact on the formation of the
aesthetics of modern art. The style of philosophy itself changes. From now on, it is not a
philosophy of theories and systems, but a philosophical reflection on the instructions of
“chosen” poets, chosen masters of art, whose pathos of freedom as allowing‑being‑to‑be‑
itself accompanied them throughout their earthly life
Коллекции:
Метаданные:
Показать полную информациюСвязанные материалы
Показаны похожие ресурсы по названию, автору или тематике.
-
Основы теории декоративно-прикладного искусства с обязательным практикумом. Синтез изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и архитектуры
Сибирский федеральный университет; Ампилогов, Олег Константинович (СФУ, Красноярск, 2012)Учебно-методическое пособие является теоретической предпосылкой к про-ведению занятий курса «Основы теории декоративно-прикладного искусства с обя-зательным практикумом» в условиях аудиторной работы. В них акцентируется ... -
Основы теории декоративно-прикладного искусства с обязательным практикумом. Синтез изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и архитектуры
Сибирский федеральный университет; Ампилогов, Олег Константинович (Сиб. федер. ун-т, Красноярск, 2012)Учебно-методическое пособие является руководством для выполнения практической самостоятельной работы курса «Основы теории декоративноприкладного искусства с обязательным практикумом». В нем акцентируется внимание на ... -
Материалы второго экспертного семинара «Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства», проводимого в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение подготовки кадров высшей квалификации для сферы культуры и искусства Красноярского края» (28.09.2010)
Копцева, Н.П.; Koptseva, Natalia P. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2011-05)A series of expert seminars "Formation of the model of a new generation specialist for the field of culture and art" held within the framework of the project "Research and methodological support of the highly qualified ...